Всемирный потоп

Всемирный потоп и предание о Ноевом ковчеге неразрывно связаны между собой. Это предание содержится в Ветхом Завете в 6–8 главах книги Бытия. Сказания об этой великой катастрофе есть и у других народов, например, у греков – миф о Девкалионовом потопе. Множество повествований такого рода, изобилующих сказочными элементами, мы обнаруживаем у народов доколумбовой Америки, Австралии, Индии, Полинезии, Тибета, Кашмира, Литвы и так далее. Взяв за основу эти предания, возникшие позже библейских, но, «вполне вероятно, описывающих ту же самую глобальную катастрофу», геологи попытались найти ключ к их разгадке. Однако все их усилия привели лишь к построению теорий и гипотез. Но то, чего до сих пор не могли нам дать ни геология, ни какая-либо другая наука, то есть неоспоримые фактические доказательства историчности всемирного потопа, дала, в каком-то смысле, археология.

Прежде всего археология помогла установить размеры ковчега. Богодухновенный Моисей пишет, что ковчег был в длину триста локтей, в ширину пятьдесят локтей и в высоту тридцать локтей (Быт. 6, 15). Благодаря некоторым археологическим находкам сегодня известно, что локоть во времена Израильского и Иудейского Царств (900–600 гг. до Р. X.) был равен примерно18 дюймам, то есть45,72 см. В XIX в. археологи обнаружили в Иерусалиме туннель, построенный во дни царствования Езекии (приблизительно в700 г. до Р. X.). Древняя надпись при входе в туннель гласит, что его длина составляет 1200 локтей. Туннель измерили и определили, что длина его равняется1800 футам(548,64 м). В результате вычислили, что локоть равен18 дюймам, или 45,72 см. (Согласно другому свидетельству длина туннеля525 м. В таком случае древнееврейский локоть равняется43,75 см.) Египтолог Петри предположил, что локоть составляет22,5 дюйма, или57,15 см, тогда как другие полагают, что существовало несколько разновидностей локтя, при этом самый длинный локоть был чуть более восемнадцати дюймов в длину, то есть менее57,15 см.

Если рассчитать размеры ковчега исходя из длины одного локтя (45,72 см), получится, что это судно, представлявшее собой, скорее всего, четырехугольную конструкцию, имело объем 1 400 000 кубических футов (или 39 644 м3). На трех палубах ковчега было достаточно места для патриарха Ноя, его семьи, животных и для съестных припасов.

Чтобы иметь хотя бы приблизительное представление о вместительности ковчега, приведем расчеты  специалистов, которые говорят следующее: «Приняв одну овцу за единицу величины животных, помещенных на борт ковчега (конечно же, там были и те, что намного превосходили овцу по размерам, но были и много меньшие размером), мы получим подтверждение тому, что ковчег был достаточно большой, для того чтобы вместить различные виды животных». Согласно подсчетам ученых сегодня на земле существует более 18 000 видов млекопитающих, птиц, пресмыкающихся и земноводных. Если учесть, что в обычный современный большой грузовик для дальних перевозок, разделенный на ровные отсеки, вмещается 240 овец, то для перевозки 36 000 животных размером с овцу понадобилось бы 150 таких машин. Но 150 больших грузовиков заняли бы только одну треть Ноева ковчега! Незаполненным осталось бы обширное пространство было бы даже слишком много места и для примерно миллиона видов насекомых, и для хранения пропитания, и для иных видов животных, которых в наши дни уже больше не существует, и для размещения Ноя и его семьи, и для чего угодно еще.

Таким образом, знание мер длины, которым мы обязаны археологии, помогло установить, что ковчег, построенный Ноем, был судном, вполне подходящим для своего назначения. Это было огромное и в то же время устойчивое судно, подобное океанскому, своего рода большая трехпалубная баржа, сооруженная со знанием дела и с редким для того времени умением. Сам Господь, должно быть, руководил Ноем во время ее постройки. Если учесть, что судно до половины оседало в воду, водоизмещение ковчега составило приблизительно 20 000 тонн. Самое удивительное в этом сооружении то, что оно смогло удержаться на плаву в пресноводном океане всемирного потопа. Правда, назначение ковчега было не в том, чтобы передвигаться в открытом море, но лишь в том, чтобы удержаться на плаву и спасти от гибели тех, кто оказался на его борту. Более того, на эти долгие дни ковчег должен был вместить – и так, чтобы те не страдали от тесноты, – и Ноя, и его семью, и все виды млекопитающих, птиц и рептилий вместе с необходимым для них пропитанием.

Археология предоставила и другие материалы, подтверждающие достоверность предания Ветхого Завета о всемирном потопе.

Благодаря археологическим открытиям стали известны предания шумеров, вавилонян и ассирийцев о сотворении мира и о всемирном потопе. Однако все эти легенды, если их сравнить с Ветхим Заветом, во многом отличаются от него. Одну из них, касающуюся потопа, передает знаменитый эпос о Гильгамеше, записанный на одной из двенадцати табличек, обнаруженных во время раскопок 1850-1854 гг. развалин царской библиотеки в Ниневии. Эпос был записан на аккадском языке во времена ассирийского царя Ашшурбанипала (668–626 или 668–633 гг. до Р. X.). Но, как можно заключить на основании других археологических находок, он был создан «на тысячу лет раньше». Первый вариант эпоса о Гильгамеше принадлежит древним шумерам. Этот вавилонский текст лишь незадолго до1900 г. удалось прочитать исследователям.

Ученые пришли к выводу, что Ветхий Завет ничего не заимствует из эпоса о Гильгамеше и не копирует его, равным образом и эпос о Гильгамеше, конечно же, не подражает Ветхому Завету.

К этому мы могли бы добавить с полной уверенностью, что израильтяне узнали историю всемирного потопа от самих древних людей (через патриарха Авраама), которые обитали в окрестностях Вавилона. Боговидец Моисей, будучи просвещен и руководим Святым Духом, записал это предание в 6–8 главах книги Бытия.

Но этой уверенностью мы обязаны также и археологии – она предоставила нам таблички, которые были извлечены на свет при раскопках в Ниневии.

Археология одарила нас и другими находками, подтверждающими, что всемирный потоп в действительности имел место.

В марте1929 г. англичанин сэр Чарльз Леонард Вулли объявил, что во время проводившихся им раскопок халдейского города Ура он обнаружил слой глинистого ила толщиной8 футов(240 см). Было очевидно, что этот толстый слой ила остался после большого наводнения. Под этим слоем Вулли обнаружил следы пребывания людей, в том числе первобытные орудия труда из кремня и сосуды, очевидно, изготовленные вручную. Таким образом, все эти предметы относились к каменному веку. Вулли объявил миру о своей находке в Месопотамии телеграммой, в которой говорилось: «Мы нашли следы всемирного потопа!».

Несмотря на все трудности, препятствующие разрешению загадки под названием «всемирный потоп», следует подчеркнуть, что работа Вулли и его соратников привела к выводу очень важному и для ученых экспертов: сильное наводнение, подобное библейскому потопу, наводнение, которое скептики считают вымыслом и сказкой, не только имело место в действительности, но и является событием исторически обозримой эпохи. Благодаря раскопкам Вулли «у подножья древней шумерской ступенчатой башни в Уре, на Евфрате, можно спуститься по веревочной лестнице в тесный колодец и увидеть своими глазами, своими руками прикоснуться к следам ужасного наводнения – слою глины три метра толщиной. А по возрасту культурных слоев, по которым исчисляется датировка, как по календарю, можно установить, когда именно произошло это мощное наводнение. Это случилось около 4000 года».

В Ветхом Завете говорится: И ceдe ковчег в месяц седьмый, в двадцать седьмый день месяца, на горах Араратских (Быт. 8, 4). Есть разные мнения касательно того, идет ли здесь речь об Арарате в Восточной Турции, где проходят границы трех стран: России, Ирана, Турции. В древние времена все прилегающие к Арарату земли носили название Урарту (т.е. Арарат). Гора Ницир в мифе о потопе из эпоса о Гильгамеше, к которой причалило судно Ут-Напиштима, не привлекла внимания исследователей. Ученые всегда искали Ноев ковчег на горе Арарат.

Эти изыскания, начавшиеся очень давно, подытожил в1982 г. журнал «Православная жизнь» в статье «В поисках Ноева ковчега», перевод которой мы целиком приводим здесь: «Арарат – гора конической формы, сформировавшаяся в результате извержения вулкана. Высота ее5700 мнад уровнем моря. С отметки4500 мдо самой вершины Арарат покрыт ледниками. Если бы какое-либо судно причалило ниже области ледников, оно сгнило бы и исчезло, не оставив и следа. Если бы, напротив, после потопа судно оказалось возле вершины горы, то оно покрылось бы гигантской толщей льда и таким образом стало бы недоступно для людей. Промысел Божий устроил так, что Ноев ковчег причалил на высоте5000 м, где ледяные пласты постепенно сдвигаются вниз, так что толщина льда в этой области не такая большая. В периоды, когда преобладают низкие температуры, ковчег покрыт льдом и снегом и его не видно, но при высоких температурах, в летнее время, какая-то часть ковчега оттаивает и становится видимой. Правда, это бывает редко.

Первое упоминание о поисках Ноева ковчега принадлежит языческому халдейскому жрецу Беросу (Berose, или Berosus) (IV–III вв. до P. X.). Этот жрец сообщает, что многие из его современников и предков, когда поднимались на Арарат, то видели Ноев ковчег и приносили с собой частички его корпуса, считая их святыней. Ко временам, когда уже распространилось христианство, относится подробное свидетельство об этом Николая Дамаскина. Еврейский историк Иосиф Флавий в своем труде «Иудейские древности» пишет, что многие приносили с Арарата частицы Ноева ковчега. То же самое засвидетельствовал и святитель Феофил Антпохийский около180 г. по P. X.

В1800 г. американец по имени Клавдии Рнч опубликовал сообщение некоего Ara-Хусейна. который утверждал, ч ю будто бы добрался до вершины Арарата и видел там остатки ковчиа.

Научные экспедиции на Арарат начатии, с1829 г. Первым из ученых здесь был Фредерик Нэррот, профессор Дормтского университета. Двe из его экспедиций так и не добрались до вершины, но в третий раз его усилия увенчались успехом. По возвращении он уверял, что сделал отметку на стенке ковчега. Тем не менее ему не удалось привести доказательства, свидетельствующие о находке.

В1840 г. один журналист из Константинополя объявил о том, что Ноев ковчег найден. Турецкая экспедиция, целью которой было изучение снежных покровов на горе Арарат, обнаружила выступавший изподо льда огромный деревянный остов некой конструкции, почти совсем почерневший. Жители селений в окрестностях Арарата в ответ на расспросы участников экспедиции говорили, что всегда знати о существовании этого деревянного остова, но не осмеливались подходить близко, так как в проеме верхней части конструкции якобы видели злого духа. Турецкая экспедиция, несмотря на значительные затруднения, все-таки добралась до ковчега и убедилась, что он сохранился в хорошем состоянии, только один борт был поврежден.

Один из участников экспедиции рассказывал, что борта ковчега были сделаны из дерева, упомянутого в Священном Писании, которое растет, насколько известно, в долине реки Евфрат. Войдя в ковчег, участники экспедиции убедились, что это судно было предназначено для перевозки животных, так как внутри оно было разделено на отсеки высотой15 футов(4,5 м). Турецкой экспедиции удалось проникнуть только в три из этих помещений, так как остальные были заполнены льдом. Длина ковчега равнялась 300 кюде (турецкая мера длины).

В1893 г. архидиакон несторианской церкви доктор Нурри опубликовал заметку о том, что «лишь носовая часть ковчега и его корма могут быть доступны, а центральная часть скрыта подо льдом». Ковчег был выстроен из тяжелых брусьев темного красновато-каштанового оттенка. Нурри (в то время он был архидиаконом монофизитской церкви Иерусалима и Вавилона), обмерив ковчег, обнаружил, что его результаты полностью совпадают с размерами, которые указаны в Священном Писании. Позже было создано общество, которое должно было финансировать вторую экспедицию доктора Нурри, имевшую целью доставить ковчег на Всемирную выставку в Чикаго. Этим планам, однако, не суждено было сбыться, так как правительство Турции не позволило вывезти ковчег за границу.

В августе1916 г. русский летчик (офицер авиации) Владимир Росковицкий, совершая разведывательный полет вдоль турецкой границы, оказался над Араратом и заметил замерзшее озеро на восточной стороне снежной вершины. Близ кромки озера можно было различить остов большого корабля. Хотя судно частично вмерзло в лед, его борта, в одном из которых были пробоины, оставались снаружи. Видна была, кроме того, половина одной из створок двустворчатой двери. Когда Росковицкий отрапортовал командованию о своей находке, оно захотело получить более точное подтверждение этих сведений. После многократных полетов над горой они убедились в наличии упомянутого предмета и послали сообщения в Москву и Петроград. Император Николай II повелел послать на Арарат экспедицию. Эта экспедиция обмерила и сфотографировала ковчег, взяла образцы древесины, и результаты исследований были отосланы в Петроград. К сожалению, это собрание драгоценных документов, по-видимому, было уничтожено во время большевистской революции в России.

Эта история с Росковицким стала известной во время Второй мировой войны. Руководитель советских спецслужб Яспер Маскетин сообщил, что один из его подчиненных совершил полет над Араратом, движимый любопытством и желанием увидеть, есть ли хоть какая-то доля истины в утверждениях Росковицкого. Советский пилот тоже обратил внимание на некое сооружение, часть которого вмерзла в ледяное озеро. Эти факты тем не менее не помешали советским ученым объявить историю Ноева ковчега мифом, не имеющим ничего общего с наукой.

6 июля1955 г. альпинист Фернан Наварра вместе со своим одиннадцатилетним сыном Рафаэлем обнаружил объект, который он считает Ноевым ковчегом. Он привлек внимание всего мира к своему открытию. На подготовку к этой экспедиции у Наварра ушло семнадцать лет. То обстоятельство, что гора Арарат находится на границе трех стран – Ирана, Турции и Советского Союза и что между ними подписано соглашение, запрещающее подъем на эту гору, оказалось серьезным препятствием для исследователя. Наварра втайне осуществил три попытки, пересекая опасную зону по ночам. Вот как проходила последняя из экспедиций, увенчавшаяся успехом. Наварра к ночи добрался до кромки ледников, следуя указаниям своего друга-армянина, и поставил там палатку для ночевки, рассчитывая утром продолжить путь, пролегавший по совершенно обледенелым неприступным скалам. Ночью разразился страшный буран, в результате чего все покрылось плотной ледяной коркой, и Наварра с Рафаэлем едва не замерзли, так как оказались под глубоким слоем снега при температуре 30 градусов ниже нуля. Утром, как рассказывал Наварра, ему с Божией помощью удалось двинуться в путь к тому месту, которое он издалека приметил во время одной из первых своих экспедиций. Однако время он выбрал непоходящее, все вокруг было занесено снегом и покрыто льдом. Неемотря на это, ему удалось добраться до цели. С превеликими трудностями подвергаясь опасности, он добыл изподо льда кусок бруса около1 ми толщиной8 см, из которого были сделаны борта ковчега. Наварра был обстрелян и арестован пограничниками. В конце концов его все-таки отпустили на свободу, оставив ему все фотопленки и образец дерева. Вот в каких условиях проходила эта экспедиция.

Проведенный в лабораториях Каира и Мадрида радиоуглеродный анализ древесины показал, что ее возраст составляет пять тысяч лет. Книга Наварра, вышедшая в свет на французском языке, проиллюстрирована снимками, на которых видно, как автор откалывает кусок древесины от борта ковчега, и на которых запечатлено место, где подо льдом скрыт ковчег: в ней также представлены результаты лабораторных анализов, рисунки, схемы и тому подобное».

Об этом говорится в статье из журнала «Православная жизнь». Примерно о том же рассказывает и Вернер Келлер, который, помимо вышеперечисленных, называет еще несколько попыток разыскать Ноев ковчег, предпринимавшихся историком-миссионером доктором Аароном Смитом (в1951 г.) из Гринсборо, специалистом по всемирному потопу, и французским исследователем Жаном де Рике, который совершил восхождение на вулканическую вершину в 1952 году. К сожалению, эти попытки были безрезультатными.

Однако человечество не перестало искать Ноев ковчег. Так, в августе 1982 года появилось сообщение о том, что на поиски Ноева ковчега отправилась, пройдя через Турцию, американская экспедиция, в составе которой было одиннадцать человек. Членом этой научной экспедиции, на которую было израсходовано приблизительно 60 тысяч долларов, был даже бывший астронавт – американец Джеймс Эрвин, который в 1971 году совершил высадку на Луну во время космической экспедиции «Аполлон-12». В своем интервью Эрвин сказал, что наблюдения предыдущих экспедиций не оставляют никаких сомнений в том, что на вершине Арарата действительно есть некое таинственное судно. К этому американский астронавт добавил, что верит в то, что это судно – Ноев ковчег.

Несмотря на уже предпринятые и по сей день все еще предпринимаемые попытки (одна из них была повторена, например, американцами в 1994 году), есть люди, которые оспаривают факт существования ковчега. Однако, если принять во внимание интерес человечества к поискам ковчега, интерес, который проявляли даже язычники, начиная с V в. до Р. X., который не угас и по сей день, – не исключено, что все-таки удастся обнаружить местонахождение ковчега.

Примечания

1. Отдельные легенды, повествующие об урукском царе Гильгамеше, были созданы на шумерском языке еще в ІІІ тыс. до Р. X. Аккадский эпос появился в результате перевода с шумерского языка этих легенд и их систематизации. Первая известная его версия восходит к началу ІІ тыс. до Р. X. (примерно ХХ–ХVIII вв.), текст другой версии найден был в Малой Азии и в Палестине. Но версия наиболее полная, обнаруженная в Ниневии, написана жрецом, который жил во второй половине ІІ тыс. до Р. X. Судя по тому, как часто находили ее фрагменты, она была наиболее распространенной. Миф о потопе, включенный в эпос о Гильгамеше, восходит к шумерскому прототипу. Этот же миф более подробно и несколько иначе излагается в аккадской поэме об Атрахасисе. Таким образом, нам известны три варианта сказания о потопе из древней Месопотамии: самый ранний – шумерский и два более поздних – аккадские. Все они очень близки по содержанию, насколько можно судить по дошедшим до нашего времени текстам (некоторые, как, например, шумерская версия, сохранились фрагментарно).

2. Из всех мифов и легенд о всемирном потопе, которые известны науке, месопотамский миф наиболее близок по своему содержанию к повествованию Библии. Учитывая, что, согласно Священному Писанию, люди спустя какое-то время после потопа поселились в Вавилонии (Быт. 11. 1–2), мы можем утверждать, что такое сходство в известной мере подтверждает историчность Священного Писания.

Шумерская версия мифа о потопе относится примерно ко времени жизни патриарха Авраама, когда Библия еще не была написана, но эта версия уже содержит в себе значительные отличия от библейского повествования, так что не может быть речи ни о заимствовании Библией месопотамского мифа, ни, наоборот, о заимствовании из Библии. Однако сравнительная близость этих двух источников позволяет сделать вывод, что автор мифа черпал сведения из древнего предания, сохранившегося в Месопотамии от времен потопа.

3. Здесь автор излагает те мнения, которые высказывают западные ученые, главным образом, протестанты. Для верующего православного христианина, конечно, не существует сомнения в том, что потоп был всемирным, то есть что вода покрывала всю землю. Об этом недвусмысленно свидетельствует как само Священное Писание, так и Священное Предание нашей Церкви (например, см. Иоанн Златоуст. Толкование на книгу Бытия).

4. По библейскому летоисчислению, потоп был в3242 г. до Р. X. Таким образом, научная датировка наводнения, следы которого найдены в Уре, близка к дате всемирного потопа, данной в Библии. Вообще же археологические датировки по культурным слоям, а также радиоуглеродный метод дают довольно приблизительные результаты, поэтому к этим датировкам следует относиться осторожно.

5. Ассириологи не знают, где находилась упомянутая в эпосе гора Ницир. Можно только строить догадки по этому поводу. Но, конечно, она не могла находиться в Месопотамии (точнее, в современном Ираке), которая представляет собой равнину, плоскую на юге и холмистую на севере. Большие горы появляются в ландшафте только на севере, северо-востоке и востоке от Месопотамии (Ирака).

Печатается по работе: Василиадис Н. Библия и археология. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. – 414 с. 

Оставить комментарий