Ветхозаветная суббота

Пытаясь доказать недостоверность богодухновенного слова, критики Священного Писания утверждают, что все предписания в нем о субботнем покое заимствованы у вавилонян.

В вавилонских памятниках речь идет об определенных днях, которые следует выделять среди прочих дней месяца. Такими днями были седьмой, четырнадцатый, двадцать первый и двадцать восьмой день месяца. Другим особым днем вавилонского календаря был двадцать пятый день каждого месяца. Сторонники этих идей разработали целую теорию, которая известна под названием «панвавилонизм».

Разрешить этот вопрос помогла археология. Внимательное изучение вавилонских табличек показало, что критики богодухновенного слова были не правы, поскольку вышеуказанные специальные дни у вавилонян рядом черт отличались от ветхозаветной субботы. Укажем здесь некоторые из таких отличий:

а) кроме седьмого, четырнадцатого, двадцать первого и двадцать восьмого дня месяца, таким же особым днем у вавилонян считался также день двадцать девятый;

б) предписания и запреты, связанные с этими днями, касались лишь определенных групп населения; так, например, в такой день царю не разрешалось путешествовать на колеснице. Между тем суббота, согласно Священному Писанию, является днем всеобщего покоя;

в) седьмой день у вавилонян был днем плача, поста и воздержания, целью которого было умилостивление некоторых богов. Еврейская же суббота была святым, благословенным, посвященным Богу днем, когда приносилось благодарение за то, что сделано благостью и всемогуществом Божиим для израильского богоизбранного народа;

г) при ближайшем рассмотрении и изучении текстов вавилонских табличек становится очевидным, что в них вовсе не идет речь о прекращении трудовой деятельности, то есть о покое в эти особые дни, поскольку вавилоняне в упомянутые дни продолжали заключать торговые сделки. Поэтому профессор семинарии в Конкордии Вальтер Майер делает весьма точное замечание: «Не существует ничего (в вавилонских табличках. – Пер.), что каким бы то ни было образом, хотя бы приблизительно можно было сравнить с еврейской субботой».

В самом деле, если и существует какая-либо связь между субботой Священного Писания и теми особыми днями, которые упоминаются в вавилонских табличках, то она заключается в том, что эти особые дни косвенно восходят к тому вечному закону, который был установлен

Археологические культуры периода около4000 г. до Р. X. и ранее называются халафской и протохалафской, по местности на севере Месопотамии, где была обнаружена одна из таких культур. Люди халафского периода жили в хижинах и домах, фундаменты которых делались из глиняного замеса, а позднее из кирпича. Другая культура, немного более древняя, чем культура Халафа, была обнаружена не так давно в местечке Телль-Хассуна на севере Месопотамии и поэтому называется хассунской. Хассунцы употребляли кремневые орудия, жили в домах и владели техникой изготовления керамической посуды.

Согласно богодухновенному тексту Ветхого Завета один из потомков Каина, Иувал, был первым, кто изобрел музыкальные инструменты «псалтырь и кифару» греческого или «лиру и флейту» еврейского текста (Быт. 4, 21). Это означает, что люди владели музыкальными инструментами с глубокой древности. Слова «псалтырь и кифара» (или «лира и флейта») имеют здесь общее значение и указывают на струнные и духовые инструменты. В настоящее время в распоряжении археологов имеется множество данных, свидетельствующих о существовании таких инструментов в странах, упоминаемых в Священном Писании.

Когда были сотворены этот прекрасный мир и человек и дело творения было завершено, тогда благослови Бог день седьмый, и освяти его (Быт. 2, 3). То есть Господь отделил седьмой день и повелел, чтобы люди в этот день отдыхали от своих трудов и занимались только тем, что свято и священно и, таким образом, чтобы они освящались и обогащались добродетелями и благодатью. И даже спустя века народы, удалившиеся от истинного Бога и почитавшие идолов, не забыли этот закон. Будучи, однако, развращены идолопоклонством, они соблюдали этот богоданный закон каждый по-своему. Так, у вавилонян суббота превратилась в те особые дни, о которых мы говорили выше. Следовательно, эти дни у вавилонян являются напоминанием о том первоначальном святом законе, данном Богом всем людям. Поэтому профессор Джозеф Фри из Уитона (Иллинойс, США), специалист по библеистике и археологии, делает такой вывод: «Несмотря на все это, не существует какой-либо обязательной связи между истинной субботой и вавилонскими особыми днями».

Печатается по работе: Василиадис Н. Библия и археология. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. – 414 с. 

Оставить комментарий