Сотворение мира и человека

При чтении книги Бытия, первой из книг Ветхого Завета, мы видим, что боговидец Моисей поставил своей целью в первых десяти главах кратко изложить события, касающиеся сотворения мира и человека, грехопадения, а также то, как проявляются божественная справедливость и человеколюбие. С одиннадцатой главы пророк Моисей начинает излагать историю Авраама и всего израильского народа. Описывая события, связанные с сотворением мира и человека, он стремился показать ту основную истину, что во всем – и в духовном, и в материальном мире, и во всяком событии – видна всемогущая рука Создателя. Он творит мир, Он им управляет, Он его сохраняет, Он наказывает и Он же спасает.

Святой пророк Моисей, написавший книгу Бытия, будучи просвещен Всесвятым Духом, излагает только то, что имеет отношение к этим великим истинам, потому что Дух Божий не пожелал, чтобы он описывал вещи, возбуждающие одно лишь наше любопытство.

Ввиду всего этого на первый взгляд может показаться маловероятным, что библейская археология в состоянии сколько-нибудь существенно помочь современному исследователю книги Бытия. И тем не менее эта наука предоставляет в наше распоряжение полезный материал.

Те, кто отвергает достоверность Священного Писания, говорят, что Моисей якобы позаимствовал учение о сотворении мира у вавилонян. В этом случае и помогла археология, извлекшая на свет семь ассирийских клинописных табличек, донесших до нас вавилонский эпос о сотворении мира. Эти семь табличек, которые некоторыми сравниваются с семью днями творения, являются копией более древнего вавилонского текста, созданного приблизительно в конце ІІ тыс. до Р. X. Они были изготовлены для царской библиотеки в Ниневии, одной из самых величественностью повествования Священного Писания и политеизмом и изощренностью вавилонского мифа.

Утверждение врагов Церкви Христовой, что библейская история о сотворении мира и человека будто бы является упрощенным и сокращенным переложением вавилонского мифа, совершенно не обосновано, известных библиотек Древнего Востока, которая находилась во дворце царя Ашшурбанипала (правил с668 г. до Р. X. по626 г. до Р.Х.). Некоторые части этого текста восходят к более древним шумерским мифам, относящимся к 3-му тыс. до Р.X.

Эти таблички, которые хранятся теперь в Британском музее (Лондон), рассказывают о происхождении богов из первоначального хаоса, в котором, смешавшись, слились воедино два божества – Апсу и Тиамат. От этих мифических божеств произошли и остальные мифические боги. Более молодой бог Мардук в конце концов победил Тиамат, рассек ее тело на две части, сотворив из первой небо, из второй – землю. Затем мифический бог Мардук сотворил человека и Вселенную. Человека он создал, смешав кровь одного из мятежных богов с глиной, взятой от земли.

Сопоставив все это с тем, что богодухновенный Моисей описывает в двух первых главах книги Бытия, мы тотчас убедимся, что рассказ вавилонян и древних шумеров целиком мифологичен. В этом рассказе какие-то диковинные существа возникают из хаоса и воюют друг с другом, чтобы один смог одержать верх над другим. Здесь присутствуют и экзотический политеизм, и ненависть, и чудовища, и бесчинство, и похищения, и убийства, и прочие злодеяния, которыми, так сказать, «украшены» эти божества. В противоположность этому в Священном Писании мы видим мудрого, всемогущего, вечного и бесконечного Бога, пред Которым с благоговением склоняются все создания. Видим чрезвычайную простоту и благолепие, но одновременно и божественное величие. Видим превосходный порядок, последовательный и чудесный акт творения, который начинается созданием примитивных и завершается сотворением более совершенных существ, что, между прочим, подтверждает и современная биология. Акт творения совершается величественно по одному лишь волеизъявлению всемогущего Бога.

К тому же в вавилонском повествовании о сотворении мира только одна шестая часть текста посвящена теме сотворения мира; остальная, большая, часть текста отводится рассказу о том, как распоряжался и повелевал другими богами Мардук, и заключается перечнем его пятидесяти имен. Очевидно, что целью вавилонского мифа было возвеличить божество языческой мифологии по имени Мардук, а также изложить и другие языческие измышления. Все вышеупомянутое свидетельствует о явной и яркой противоположности между монотеизмом, простотой, поскольку в древности на Ближнем Востоке было общим правилом создание сложных мифов на основе простых повествований или преданий с дополнениями и приукрашиванием существующих, а не наоборот. Такое развитие можно наблюдать на примере древнеегипетского мифа о Сесострисе, который все более обрастал преувеличениями в более поздних преданиях, связанных с властью в Древнем Египте царей из династии гиксосов. То же самое прослеживается и в Месопотамии в процессе развития мифов и легенд о Гильгамеше, легендарном царе города Урука (так клинописные таблички передают название города Эрех, который упоминается в книге Бытия, глава 10, стих 20). Таким образом, у народов Древнего Востока мифы не упрощались и не принимали вид псевдоистории (не историзировались), как утверждают противники библейской книги Бытия.

Вообще древние повествования шумеров, вавилонян и ассирийцев о сотворении мира существенно отличаются от той истории сотворения мира, которую нам передает богодухновенный Моисей. Все они целиком и полностью политеичны, мифологичны и никоим образом не связаны с тем, что говорится в книге Бытия о сотворении мира в течение шести дней. Таким образом, согласно археологическим свидетельствам, рассказ святого Моисея вовсе не заимствован у вавилонян; напротив, в вавилонском мифе развивается и дополняется множеством мифологических элементов достоверный исторический факт сотворения мира и человека, который излагает боговидец Моисей. Вавилоняне взяли то, что передавалось из уст в уста в течение веков, дополнили это мифологическими элементами и записали.

Следует особо подчеркнуть, что обнаружение этих табличек стало настоящей сенсацией. Напомним, что в знаменитой библиотеке царя Ашшурбанипала хранилось в общей сложности около тридцати тысяч клинописных табличек. Эти таблички подбирались не случайно: они рассказывают об истории и духовной культуре Месопотамии, о народах, о царствах и их судьбе, о цивилизациях и религиях, а также содержат шумерское сказание о потопе и эпос о Гильгамеше. И вот сто лет назад благодаря археологии ранее закрытая загадочная книга об истории древней цивилизации неожиданно была открыта, и теперь любой может перелистывать ее страницы. Правители, города, войны и события, которые были известны людям лишь из текста Ветхого Завета, предстали как существовавшие в реальности. Среди этих свидетельств и таблички с надписями, относящимися к 4-3 тыс. до Р.X. В этих же табличках упоминается и библейский город Эрех, о котором богодухновенный Моисей говорит, что он входил в состав царства Нимрода, который был исполин ловец пред Господем (Быт. 10, 9-10). Этот город раскопал немецкий археолог Генрих Лензен.

Завершая разговор о вкладе археологии в дело защиты библейского повествования о сотворении мира, следует сказать об одной находке, произведшей сенсацию. Речь идет о перстне с резной печатью, который в настоящее время хранится в музее Пенсильванского университета (Филадельфия, США) и датируется приблизительно3500 г. до Р. X. Эта печать была найдена Е.А. Спейсером из университета Пенсильвании на холме Тепе-Гавра в нескольких милях к северу от Ниневии при раскопках в 1930–1932 гг. На ней, видимо, воспроизведен сюжет об искушении первых людей – Адама и Евы, рядом с которыми изображен и змей. По мнению Бартона, этот перстень, без сомнения, доказывает, что «история искушения первых людей очень древняя». При более ранних раскопках, проводившихся в Ниневии, была обнаружена другая печать, хранящаяся теперь в Британском музее, на которой в центре изображено дерево, справа – мужчина, слева – женщина, очищающая плод, а позади нее – змеевидное существо в вертикальном положении. Обе эти печати свидетельствуют о той же истории искушения первых людей, о которой повествует Ветхий Завет.

Печатается по работе: Василиадис Н. Библия и археология. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. – 414 с. 

Оставить комментарий