Троице- Сергиева лавра, монастыри Хотьково и Иваново

Введенский монастырь г.Иваново

Церковь Иоанна Златоуста в Годеново

Покровский Хотьков  монастырь

Введенский монастырь в Иванове — женский православный монастырь в центре города Иваново. Основан в 1991 году архимандритом Амвросием (Юрасовым).

Церковь в честь Введения Богородицы, составляющая основную часть монастыря — памятник архитектуры начала XX века. Построена на средства городского головы Иваново-Вознесенска П.Н. Дербенева и его братьев по проекту архитектора П.Бегена. В этом храме в 1918 году служил Патриарх Тихон. Долгие годы в храме располагался архив КГБ. Внутри все было переделано — в Никольском приделе устроен туалет, возведены перекрытия, сняты кресты. 16 дней голодали 4 женщины — чада архимандрита Амвросия Юрасова, члены православной монашеской общины. Благодаря им храм был передан Русской Православной Церкви. 27 марта 1991 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подписал указ об учреждении Свято-Введенского женского монастыря.

Основатель и духовник монастыря: архимандрит Амвросий (Юрасов). Настоятельница: игумения Мария (Перепеча).

В Введенском храме монастыря покоятся мощи новомучеников Российских — свщм.Владимира (Введенского) и блж. Алексия (Елнатского), частицы 168 древних святых, ряса св.прав. Иоанна Кронштадтского.

Монастырь отличается активной социальной и миссионерской деятельностью. Архимандрит Амвросий (Юрасов) — духовник православной радиостанции «Радонеж». Сестры монастыря участвуют в работе Епархиальной Тюремной миссии — посещают колонии. Трудятся в епархиальной комиссии по канонизации святых. В монастыре работает Православный Телефон доверия. Монахини поддерживают инвалидов, малоимущих, бездомных, безнадзорных детей, детей-сирот, наркозависимых, ВИЧположительных, заключенных, освободившихся, проводят благотворительные обеды.

В монастыре есть издательский отдел: издаются книги, буклеты, монастырская газета «Слово утешения».

Годеново. Церковь Иоанна Златоуста

В день Воздвижения Животворящего Креста Господня множество богомольцев со всех концов России и зарубежья приезжают в село Годеново Ростовского района Ярославской области, где в храме во имя святителя Иоанна Златоуста хранится чудотворный Крест, явленный чудесным образом в 1423 году на Сохотском болоте, сообщает пресс-служба Ярославской епархии .

По традиции в этот день в годеновском храме божественную литургию совершает архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл.

Каждый с верой и молитвой приходящий поклониться великой святыне получает помощь Божию. Насельницы Свято-Никольского монастыря города Переславля-Залесского – храм святителя Иоанна Златоуста является подворьем этой обители – ведут специальные записи творимых исцелений и чудес.

Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня – особый день для этого места. В этом году более тысячи человек приехало в маленькое село поклониться Кресту.

История креста – история знамен с неба 1423 год – эту дату называет летописец, повествуя о животворящем Кресте. И не только год, но и день – 29 мая (11 июня по новому стилю). Никольский погост называлось то место, где пасли местные пастухи скот. Вдруг увидели они на болоте большой столб света. Убоялись, конечно: откуда быть свету там, куда человеку пробраться невозможно, засосет болотная жижа. А столб несказанного света стоял и стоял. Перекрестились и пошли. По великим топям, прыгая с кочки на кочку, по темноте – к Свету. И увидели Крест, а на нем Распятого Спасителя. А рядом – стоящего среди болотной топи Николая Чудотворца с Евангелием в руках. Страх подкосил ноги пастухов, рухнули они перед Божьим чудом в священном трепете. А когда потихонечку пришли в себя, услышали голос от Господнего Распятия: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий. Исцеления многие будут…» Быстро разнеслась окрест весть о явлении Креста. Собрался православный народ, выбрал представителей идти к местному епископу и просить благословения на строительство храма. Благословенная грамота была получена: строить храм во имя святителя и чудотворца Николая, а придел – в честь Животворящего Креста Господня. Много явных чудес и знамений происходило, пока строился храм. Летопись рассказывает об этом подробно. Храм решили все-таки строить не на самом болоте, а чуть поодаль. Но, видно, не было на такое отступление воли Божьей, не задалось строительство. И стал Никольский погост строительной площадкой. А в ночь перед закладкой первого камня строители за свое смирение и послушание были утешены: сильный поток воды смыл застоявшуюся болотную жижу и оголил маленький кусочек суши. Стройте храм Божий… Построили. Дубовую, ладную, крепкую церковь. И водрузили в той церкви явленный крест. Но проходит время – случается в храме пожар. Первое, что хватились спасать местные жители, – конечно же, Крест. А он ни с места. Церковь сгорела дотла. Но какова же была радость православных, когда на горячем еще пепелище нашли они Крест, пречудный, невредимый. Благословясь, начали строительство нового храма. Торжественно освятили его и водрузили в нем чудотворный образ Распятия Христова по правую руку от Царских врат, а икону Святителя Николая – по левую. «Будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста…» – услышали пастухи Никольского погоста, когда обретали Крест. Нет случайных слов при чудных Божьих знамениях. Исцеления от Креста начались еще в первом, сгоревшем, храме. Их записывали в особую книгу, которая хранилась в церкви. Да только сгорела та книга. А в новом храме, по нерадению церковного причта, добрая традиция записывать чудеса исцелений не прижилась, пока не приехал помолиться перед Крестом благочестивый боярин из Москвы Петр Лукич. Стал расспрашивать о чудных явлениях от Креста, а в храме только плечами пожимают. Да, исцеляются многие, но конкретно никто ничего припомнить не мог. «Забвением и небрежением великая благодать Божия оставляется», – укорил Лукич нерадивых православных. Устыдились да и восстановили в храме летопись чудес.

Деревянный храм Никольского погоста просуществовал до 1776 года. На его месте построили каменный. Паломники ехали к Кресту со всех концов православной Руси. Омывали слезами святое Распятие, преклоняли колена и просили помощи, утешения, исцеления, укрепления в вере, Божьих милостей и вразумлений. Но пришли богоборческие годы. Разорили храм, закрыли за ненадобностью. А разве Животворящий Крест оставлять можно? Давай-ка его вынесем! А Крест ни с места. – Неси пилу! На куски распилим! А пила, уж на что въедливы ее зубы, об Крест их сломала. – Топор давай! На щепки его! Все равно одолеем! – Топор соскакивал и бесполезно стучал по Распятию. Конечно, они испугались. Крест явной чудесной неприкосновенностью вразумлял неразумных детей Небесного Отца. Остановитесь! Но они испугались не явного знамения, а своего страха. И, загнав страх в глубины неправедного сердца, в заполошной злобе стали лить на Крест соляную кислоту. Темные пятна по Распятию – все, чего добились. Рассказывают страшную историю. Один любопытный атеист решил исследовать породу дерева(!) Животворящего Креста. И – надумал отпилить палец на правой ноге Спасителя. Дерево на этот раз поддалось… Вскоре у несчастного загноился мизинец правой ноги, началась гангрена. В страшных муках он скончался. Мне рассказали, что одна местная жительница решила унести Крест из храма, понимая, что богоборцы в покое его не оставят. И она на своих плечах несет огромный тяжелый Крест именно сюда, в Годеново, где он, по милости Божьей, сейчас находится. Все было не так просто и здесь. Староста храма убегала в лес и пряталась там, узнав, что завтра придут «разбираться» с церковью. Приходили. Несколько раз. Постоят перед массивными церковными вратами, подергают дверную ручку – и уходят. Сейчас в Годеново подворье Свято-Николаевского Переславского женского монастыря. Здесь в храме Святителя Иоанна Златоустого и находится ныне Животворящий Господний Крест.

Покровский Хотьков  монастырь

 

В десяти километрах от Троице-Сергиевой Лавры, на высоком берегу речки Пажи — притока Клязьмы, расположен один из древнейших в Подмосковье Покровский Хотьков монастырь. Начальная история монастыря полна загадок. Неизвестно происхождение его названия, неизвестно имя основателя и дата основания монастыря. Неясен его первоначальный статус: был ли он монастырем в привычном для нас понимании, то есть общиной с игуменом или имел другое внутреннее устройство. Загадок немало. Документально подтверждаемые сведения крайне скудны. И все же известные и вновь выявленные исторические документы, труды ученых позволяют воссоздать историю появления и, тем более последующего развития монастыря — исторического и духовного центра современного города Хотькова.

Место, на котором монастырь, издревле называлось Хотково или Хотков. «Хотька» это старинное слово «излучина», и действительно – обитель располагается на излучине реки Пажи. Не случайно в дошедших да нас документах XIV — XVI вв. его называли монастырем «иже на Хоткове» уточняя, таким образом, месторасположение обители.

Принято считать, что монастырь был основан в 1308 г. В то время он входил в состав Радонежской волости. В начале XIV в. село Радонеж было крупнейшим поселением па северо-восточной границе Московского княжества. В начале 30-х годов XIV в. в «весь, глаголемую Радонеж» из города Ростова перебралось сразу несколько семей, среди которых был боярин Кирилл «с всем домом своим, и с всем родом своим» — отец будущего Троицкого игумена Преподобного Сергия Радонежского. По свидетельству Жития преподобного Сергия, боярин Кирилл поселился близ церкви Рождества Христова. Согласно Житию, причиной поселения из Ростова в Радонеж стало обнищание и оскудение боярина Кирилла в Ростове из-за частых нападений татар, участия в посольствах в Орду. Непосредственным поводом к переселению стали недород 1332 г. и, наконец, подчинение в том же 1332 г. Ростова Ивану Калите, воевода которого «возложиста велику нужу на град».

В 1922 г. Покровский Хотьков монастырь был закрыт, имущество конфисковано, а оставшиеся в обители сестры, 160 человек, переведены в корпус при южных воротах с церковью святителя Митрофания Воронежского. В храмах продолжалась служба. В июне 1928 г. сестринская община была окончательна ликвидирована. В 1931 г. арестовали последнюю игуменью старого Хотькова монастыря Варсонофию II-ю. Большие крепкие каменные здания закрытой Хотьковской обители, расположенные рядом с железнодорожной станцией, распределили между собой местные советские и государственные учреждения. В здании бывшей монастырской гостиницы расположился Совет рабочих депутатов, в келейных корпусах — рабочие общежития, детский дом и даже воинская часть. В 1932 г. закрыли для богослужений Никольский собор, в 1933 — Покровский. Убранство храмов было разграблено; мраморная отделка Никольского собора отправлена в Москву на строительство первой очереди метрополитена. В 1933 г. была взорвана монастырская колокольня: она мешала вождению техники учениками разместившейся в монастыре школы комбайнеров. Деятельность административных учреждений и производственных предприятий (химический цех Загорского промкомбината) неумолимо разрушала архитектурный комплекс Хотькова монастыря.

Понадобилось немало времени, чтобы общество, наконец, осознало историческую и художественную ценность храмов и других зданий монастыря. В 1960 г. постановлением Совета министров РСФСР комплекс Покровского Хотькова монастыря был взят па государственный учет как архитектурный памятник. В начале 1980-х гг. на территории древней обители начались реставрационные работы. Практическую поддержку реставрации оказал общественный совет по реставрации монастыря, созданный при исполкоме г. Хотьково. Ускорению реставрационных работ и, шире, полному возрождению монастыря способствовали события конца 1980-х — начала 90-х годов. В 1989 г. после просьб и ходатайств верующих Покровский собор был возвращен Московской Патриархии.

В 1992 г. на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви совершилось общецерковное прославление местночтимых Хотьковских святых преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия. В том же году Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о восстановлении монастырской жизни в древней Покровской  обители.  Мощи  чудотворцев  заняли  прежнее  место  в   трапезной  части Покровского храма. Покровскому Хотькову монастырю был присвоен статус ставропигиалыюго, что означает непосредственную подчиненность Святейшему Патриарху. Настоятельницей монастыря стала игумения Олимпиада (Баранова).

Ныне Покровский Хотьков женский монастырь — важный духовный центр Радонежской земли. Уставные богослужения, молитвы к небесным покровителям святой обители укрепляют монашествующих и призывают благословение Божие па их повседневные труды. Духовная жизнь хотьковских насельниц дополняется делами общественного служения: при монастыре в 2000 году создан приют-пансион для девочек, который стал домом для 35 воспитанниц в возрасте от 6 до 14 лет.

Оставить комментарий