Свято-Духов скит

История Свято-Духовского скита уходит в седые века, когда тут совершал свои подвиги преподобный Мефодий. На одной из Почаевских гор, поздней осенью 1197 года, Мефодий воздвиг маленькую часовенку. А в 1219 году на вершине той горы был заложен монастырь с храмом Преображения Господнего. Монастырь отличался строгостью иноческой жизни; настоятель обители Мефодий был для братии примером в молитве и в труде.

Слава святой обители, овеянной чудесами Богородицы, росла и ширилась, а сам монастырь становится центром духовного просвещения на Западной Руси. Здесь была основана богословская школа, а несколько позже и типография. Стены часовенки и монастырского храма были летописными страницами обители. Её насельники записывали тут все важные события монастырской жизни. Начертано было и о тех бедствиях, которые, по попущению Господнему, не миновали и монастырь: два раза он подвергался разорительным нападениям, три раза свирепствовала моровая язва – третий раз столь жестоко, что умерли почти все монашествующие. В живых осталось только пять иноков.

Все эти беды обрушились на монастырь в конце ХVI – начале ХVII веков. Монахи переселяются к своим собратьям на соседнюю западную гору, где Матерь Божия оставила след Своей правой Стопы, источающий целебную воду, и где творились чудеса от Её иконы. С переселением братии в Почаевский монастырь теряется история обители преподобного Мефодия.

Чтобы восстановить древний монастырь из запустения, Почаевская Лавра в 1901 году заложила на месте древней обители теперешний скит во имя Святого Духа. Богомольцы поднимаются на скит-гору, заросшую тенистыми лесными деревьями и старым садом, по насыпанной дороге, окруженной, как стражами, деревьями-великанами, безмолвными свидетелями всей прошлой истории скита. В стороне от дороги видны пруды. Где-то здесь, как гласит предание, был источник чистой воды. Поднявшихся на гору богомольцев встречает вратарная церковь Онуфрия Великого. На просторной, ровной площадке стоит стройная каменная Свято-Духовская церковь, своей архитекурой напоминающая древнюю. Слева от неё келии для братии, а за ней – церковь во имя Всех Святых и домик наместника скита. Внизу под Свято-Духовской расположена зимняя церковь во имя преподобного Серафима Саровского.

Во времена атеистических гонений скит был закрыт. Монахов переселили в Лавру, хозяйство монастыря разорили, храмы осквернили. Всё, что представляло какую-либо ценность, забрали тогда в местный музей атеизма. Почти три десятилетия господствовали безбожники на скит-горе, и только в 1990 году возобновились богослужения, началась духовная и хозяйственная жизнь монастыря.

Усердием братии монастыря восстановлена вратарная церковь Онуфрия Великого и церковь Всех Святых, построен братский корпус, возведена каменная стена-ограда. Братия, пришедшая сюда с разных мест нашего отечества для спасения своей души, вновь ввела тот же древний общежительный устав. Их молитвенная, духовная и трудовая жизнь совершается в духе православной традиции русского монашества.

 

Оставить комментарий