Свято-Богоявленский Кременецкий женский монастырь

sviato-bogoiavlenskii

Сей монастырь был основан по благословению Киевского митрополита Петра (Могилы) в 1636 году. Вначале обитель была мужским монастырем. У ее истоков стоят православные волынские вельможи Даниил Малиновский и Лаврентий Древинский. В том же году при монастыре было организовано Братство, которое защищало Православие и противо действовало распространению в Кременце и его окрестностях унии. При Богоявленском Братстве действовала школа, богадельня и типография.

В 1701 году, вследствие происков иезуитов, монастырь становится униатским. Униаты-василиане в 1725 году заменили тогда существовавшие деревянные постройки на каменные: возвели трехэтажный жилой корпус и новый храм.

В здании бывшей униатской коллегии, рядом с монастырем, стараниями Фаддея Чацкого был устроен польский лицей. По ходатайству министра иностранных дел Польши Адама Чарторыйского в 1807 году здания василианского Богоявленского монастыря были переданы лицею, что и завершило разгром существовавшей здесь Православной Церкви.

В том же году Богоявленский монастырь был переведен в северную часть города, где находится и поныне. Новый монастырь состоит из большой каменной церкви и трехэтажного жилого корпуса. Этот архитектурный ансамбль был построен около 1760 года Познанским воеводою Станиславом Потоцким для латинских монахов-реформаторов, которых в свою очередь в 1807 году переместили в монастырь, что в селе Дедеркалы Кременецкого уезда. На месте же оставленного базилианами старого монастыря (после закрытия лицея в 1833 году) разместилась в 1839 году Волынская Духовная Семинария, которая была переведена из города Аннополь.

В 1839 году произошло воссоединение западноукраинских униатов с Православною Церковью и Кременецкий монастырь был возвращен законным владельцам. В обители был обустроен православный приходской храм.

С 1865 года в православной Свято-Богоявленском монастыре снова была восстановлена иноческая жизнь. Обитель приписали к Загаецкому монастырю святого Иоанна Милостивого. А меньше, чем через десять лет — 13 апреля 1873 года — ОН уже причислен к Дерманскому Свято-Троицкому монастырю. С этого времени, в ооответовии с постановлением Святейшего Синода, настоятели Дерманского монастыря (которыми являлись епископы Острожские — викарии Волынской епархии) стали жить в Кременецком монастыре для непосредственного наблюдения за находящимися в городе церновно-учебными заведениями. С 1902 года епископы Острожские стали именоваться уже Кременецкими, а Духовная Семинария была переведена в Житомир, бывший в то время кафедральным городом Волынской епархии.

В 1880 году в монастыре было восстановлено Богоявленское Братство, которое утверждало в местных жителях православную веру и искоре-няло последствия католицизма и униатства в Западной Украине.

В 1906 года обитель стала самостоятельным штатным монастырем первого класса.

По инициативе Кременецкого епископа Дионисия (Валединского) в 1919 году при монастыре была основана Православная Духовная Семинария. С 1927 года она официально называлась «Государственная Православная Духовная Семинария.

В 1921-1922 годы в Кременце, при Волынской Духовной Консистории, выпускается журнал «Православная Волынь», а также издания «духовный Сеятель» (1928-1931 гг.) и «Церковь и народ» (1935-1938 гг.). Православная Духовная Семинария и Волынская Консистория действовали при монастыре до 1939 года.

По состоянию на 1937 год в распоряжении монастыря были: епархиальный свечной завод, школа псаломщиков с общежитием, богодельня Кременецкого Богоявленского Братства для женщин.

Монастырская земля состояла из четырех наделов: сад, кладбищенский сад, огород возле кладбища.

На то время братии в монастыре проживало 13 человек. С 1934 года в Кременецкой обители находилась резиденция архиепископа Алексия (Громадского), который впоследствии был Экзархом всея Украины. Митрополит Алексий был убит 7 мая 1943 года и похоронен на монастырском кладбище.

В 1953 году решением Священного Синода, по благословению Святейшего Патриарха Алексия (Симанского), было удовлетворено ходатайство архиепископа Панкратия в Кременецкий Свято-Богоявленский монастырь были переведены насельницы Свято-Николаевского женского монастыря из села Обич Шумского района Тернопольской области, а Кременецкие монахи переселились по другим монастырям епархии.

Первоначально в Кременецком Богоявленском монастыре насчитывалось не более 50 сестер. В то время настоятельницей была игумения Зоя (Харкевич). В 1955 году ее сменила игумения Анимаиса (Малеева). В начале 1959 года монастырь насчитывал уже 65 сестер.

В том же году Свято-Богоявленский женский монастырь был закрыт. Монахинь разогнали, большая часть сестер переехала в Корецкий Свято-Троицкий женский монастырь. Монастырское имущество в частности библиотека, были расхищены. В Богоявленском храме был устроен спортзал, в жилом корпусе разместилась больница, колокольня была сожжена.

Главная святыня монастыря чудотворная икона Божией Матери «Скорбящая», с тех пор на протяжении тридцати лет сохранялась в Свято-Успенской Почаевской Лавре в храме Похвалы Пресвятой Богородицы.

26 августа 1990 года по благословению Лазаря (Швеца), архиепископа Тернопольского и Кременецкого, заботами и трудами насельников Свято-Успенской Почаевской Лавры, В Богоявленском женском монастыре снова затеплилась лампадка монашеской молитвы.

23 января 1991 года в родную обитель из Корецкого монастыря возвратились пять монахинь, в числе которых была монахиня Херувима (Бенещук). В том же году епископом Тернопольским и Кременецким Сергием (Генсицким) она была возведена в сан игумении и возглавила первых 12 сестер-монахинь в новом общежительном монастыре.

Заботами игумении Херувимы при монастыре были восстановлены ризница, библиотека, золотошвейная мастерская, отреставрирована колокольня.

После смерти игумении Херувимы, в 1996 году, была избрана настоятельницей обители монахиня Марионилла (Панасюк), бывшая до этого благочинной монастыря. 6 ноября того же года матушка была возведена в сан игумении. Сегодня под ее руководством монастырь продолжает возрождаться.

Милостью Божией монастырю возвращен главный жилищный корпус со Свято-Николаевским храмом, а также ведутся ремонтные работы в бывшей монастырской гостинице. Построены просфорня, пекарня, пошивочная, но вый корпус с трапезной и кухней и другие хозяйственные помещения.

Жизнь насельниц монастыря проходят в непрестанных трудах и молитвах. С 28 августа 1992 года каждый день после вечернего Богослужения вокруг монастыря совершается Крестный ход.

Оставить комментарий