Полтавский Крестовоздвиженский монастырь

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Главной святыней обители — благодатный образ Божией Матери «Упование всех концев Земли», иначе называемой «Скорбящей”, постоянно пребывает в храме святого праведного Симеона Богоприимца Кресто-Воздвиженского монастыря, а летом переносится в трехпрестольный собор обители.

 

В начале ХІХ века подвизался в келии на колокольне Полтавского Крестовоздвиженского монастыря смиренный инок Даниил Московченко. Имея дар писания икон, он для усиления благоговейного настроения своего написал красками на стене по штукатурке изображение скорбной Божьей Матери и сам сделал надпись: «Дева Мариамъ. Упование всехъ концевъ земли.» Это было В 1821 году. Позже, следуя Божьему Промыслу, Даниил направил стопы свои к Киево-Печерской лавре и там с именем иеромонаха Ефрема окончил свою исполненную подвигов, праведную жизнь.

А написанная им икона осталась неотделимой от стены. За десятилетия, что прошли, икону не единожды забеливали и даже заштукатуривали. Но побелка и штукатурка каждый раз осыпались и являлся Священный образ. Преблагословенной Деве угодно было, чтобы ревностная молитва перед Ее изображением явственней являла всем Ее благодатную помощь, которая вскоре начала чудесно изливаться от иконы. На колокольне освятили престол, возникла церковь (к сожалению, ни название храма, ни время его существования неизвестны).

Сохранилась единственный список образа –– икона, которая была келейной у священномученика Василия (Зеленцова), епископа Прилукского (+ 1930). Кем и при каких обстоятельствах она была сделана, неизвестно.

Этот список особенно почитался благочестивыми полтавчанами. Долгое время икону сохраняла раба Божья Иулиания, позже образ находился в Свято-Макариевском кафедральном соборе. После возрождения в начале 1980-х годов Крестовоздвиженского монастыря икона, по просьбе насельниц обители, была перенесена сначала в монастырский храм в честь Преподобного Серафима Саровского, а после –– в храм Святого Симеона Богоприимца.

 

Афанасий (Вольховский), епископ Могилевский и Полоцкий, родился в г. Полтаве в семье священника Павла Вольховского. По свидетельству рукописи, сохранившейся в архивах Полтавской епархии, при крещении младенец был именован Феодором. Дядя же будущего святителя был епископом Тверским, после Ярославским, и назывался также Афанасием (Вольховским).

Феодор окончил Тверскую Духовную Семинарию и Киевскую Духовную Академию.

Горе между тем рано заглянуло в очи тому, для которого предназначен был свыше путь горестей и напастей. В двадцать три года он потерял отца, затем благодетеля и воспитателя — дядю. Оставаться далее на чужой стороне молодому образованному Вольховскому не пожелалось.

 

Основан этот монастырь В 1650 году, на горе, на берегу реки Ворсклы, неподалеку от места впадения в нее ее притока — небольшой речушки Полтавки, которая издавна в народе больше известна под названием Тарапунька. Вся гора во времена основания монастыря, еще в ХVIII веке, была покрыта густым вековым дубовым лесом, через который к монастырю велась лишь узенькая тропинка. Основана обитель по инициативе и на средства тогдашнего полтавского полковника Мартына Пушкаря, Ивана Искры и другой казацкой старшины и мещан Полтавы с благословением Киевского митрополита Сильвестра (Коссова) в честь разгрома в этих местах войск польских магнатов и шляхты. Сооружал монастырь игумен Мгарского Свято-Преображенского монастыря Каллистрат.

Крестовоздвиженский собор Полтавского монастыря является одним из лучших образцов архитекторы, которую одни называют византийской, другие — украинским барокко. По принципу построения похожий на известные архитектурные памятники конца ХVII века, как соборы Николаевского и Братского монастырей в Киеве, Свято-Троицкого в Чернигове, Мгарского Свято-Преображенского в Лубнах. Но полтавский семиглавый отличается от них постановкой куполов, широкими краеугольными лопатками и окаймлением окон и дверей. Сооруженный на горе, Свято-Крестовоздвиженский собор Полтавского монастыря не имеет главного и второстепенных фасадов, все его стороны равноценны в архитектурном отношении.

Вторая монастырская церковь Свято-Троицкая была сооружена за 50 шагов от соборной в 1750 году, каменная, одноярусная, однокупольная, считалась трапезной. В 1864 году ее перестроили. При этом соорудили два придельных престола: с правой стороны – святой великомученицы Варвары (1864 г.), по левую сторону – во имя архистратига Михаила (1866 г., разобран в 1894 г.). С южной стороны сделали достройку – помещение, в котором находилась трапезная, кухня и келия монаха, который заведовал трапезной.

В 1822 году над Полтавой и ее окраинами пронеслась сильная буря, которая повредила часть старых зданий монастыря. Третья церковь, на территории Крестовоздвиженского монастыря, Семеновская (Симеоновская) во имя Симеона Богоприимца, была построена в 1887 году недалеко от Свято-Троицкой церкви, с южной стороны. Ее соорудил на свои средства богатый иркутский купец, а потом полтавский меценат И.С.Котельников в память о своем единственном сыне Симеоне, который умер в Полтаве. В 1886 году родители везли своего безнадежно больного сына на лечение в Крым и по дороге заехали в Полтавский Крестовоздвиженский монастырь. Юному Симеону так понравилась обитель и ее живописные окраины, что он пожелал похоронить его здесь, если умрет. Это скоро и случилось, и родители, выполнив последнюю волю сына, навсегда остались в Полтаве. Симеоновский храм старший Котельников сооружал специально для братской трапезы, поэтому в западной его части была устроена хлебопекарня, кухня и келия для монаха, который заведовал трапезной.

Немало пострадал монастырь в годы гражданской войны. С первых лет советской власти началось изьятие золотых, серебрянных, с ценными камнями церковных вещей во время разных кампаний, которые проводились в соответствии с многочисленными декретами Совнаркома или по решениям местных органов власти. По официальным данным в начале 20-х годов у монастыря было отобрано 5 пудов 7 фунтов 69 золотников серебра и ценного камня.

В 1923 году монастырь был закрыт.

В 1942 году Община монахинь через восстановленное епархиальное управление попросила разрешение открыть в уцелевших помещениях бывшего Полтавского Крестовоздвиженского мужского монастыря женский монастырь. С этого года начинает свою деятельность женская обитель на Монастырской горе. Во время бомбардировок и обстрелов помещения были В значительной степени разрушены в том числе и главный собор.

В послевоенные годы монастырь постепенно восстанавливался за счет пожертвований. В 1956 году был отстроен главный Крестовоздвиженский собор. В пользовании монастыря находились Свято-Введенская церковь (бывшая трапезная), настоятельский корпус, маленькая церковь-ризница в честь преподобного Серафима Саровского, деревянный корпус братских келий, отремонтирована ограда и другие помещения.

Утром 8 июля 1960 года монастырь был снова закрыт. Из 87 монахинь и послушниц, которые к тому времени проживали в нем 48 перевезли в Лебединский Свято-Николаевский женский монастырь Шполянского района Черкасской области, а остальных 39 человек развезли по домам к родственникам или в дома престарелых. Жилые корпуса были переданы Полтавской областной вспомогательной школе-интернату для умственно-отсталых детей — филиала Полтавской областной психиатрической больницы. В одной из церквей устроили мастерскую по ремонту автотранспорта, колокольню спалили подростки, могилы монастырского кладбища и памятники разрушены до основания.

19 декабря 1991 года Полтавский Свято-Крестовоздвиженский женский монастырь был открыт. На монастырской горе поселились несколько монахинь и послушницы, была открыта домовая церковь. Монастырские сооружения требовали большого капитального ремонта. После вандализма, которая причинила советская власть, монастырь постепенно возрождается и набирает былую красоту и молитвенность.

СВЯТЫНИ:Николаевской церкви г. Полтавы.

1 октября 1769 года, после смерти супруги, принял монашество в Черниговском Ильинском монастыре и наименован Афанасием, в честь святителя Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца; имя избрано также и в память о почившем к тому времени дяде его, архиепископе Афанасии. С 1770 года исполнял разные послушания при Черниговском кафедральном соборе и Свято-Троицком монастыре.

В 1776 году определен игуменом Новгородского Кириллова монастыря.

В 1781 году стал наместником Александро-Невской Лавры.

В 1783 году был переведен сначала в Новгородский Отенский Покровский Трехсвятительский монастырь, а затем –– в Вяжицкий (с возведением в сан архимандрита).

13 ноября 1785 года назначен архимандритом Новгородского Юрьева монастыря.

11 мая 1797 года награжден орденом св. Александра Невского. В жизнеописании отмечено: «Два с половиною года Святитель Афанасий безмятежно управлял Могилевскою паствою, в которой и оставил по себе память мудрого и доброго пастыря не одним Окружным Посланием своим к ней, но и тем наипаче, что в среде её «много униатских церквей и народа обратил в благочестие» (православие). По вниманию к таковым, без сомнения, великим подвигам, Император Павел Петрович, при Всемилостивейшем и лестном рескрипте, 11 мая 1797 года, пожаловал Епископу Афанасию орден Св. Александра Невского. Но эта звезда была уже последнею на жизненном небосклоне Святителя Божия и, как эмблема земного величия и славы, скоро померкла».

В том же году в Синод поступил донос диакона Харкевича, в котором на епископа Афанасия возводились различные клеветы. В жизнеописании так описано сие происшествие: «Один недостойный диакон, некий Харкевич, забыв наставление Слова Божия, по которому не подобает диакону быти двоязычну, подобно Иуде Искариотскому, продавшему своего Учителя и Господа за 30 сребреников, продал своего архипастыря Афанасия духу злобы и лукавства, духу гордости и честолюбия: он оклеветал его ужасною клеветою. Посланный в Св. Синод донос взводил на Святителя Божия тяжкие преступления в нравственном и даже гражданском отношениях. Святитель Афанасий обвинялся, страшно вымолвить, «в прелюбодеянии, лихоимстве, несоблюдении табельных дней и в других не менее тяжких преступлениях». Был верный расчет доносчика обвинять епископа, как монаха, — в прелюбодеянии, как начальника, — в лихоимстве, как подданного, — в несоблюдении табельных дней, потому что в этих пороках могло сказаться все худое о ненавистном диакону его архипастыре».

Узнав о содержании доноса, Преосвященный Афанасий обратился с прошением об увольнении его от управления епархией, имея в виду также оградить Православие в крае от поношений и подозрений.

Указом Императора, в удовлетворение прошения, епископ Афанасий (Вольховский) был удален с кафедры и определен на покой в Мгарский   Спасо-Преображенский монастырь Полтавской губернии (27 августа 1797 года).

О несправедливом характере обвинений в адрес святителя свидетельствует тот факт, что по делу о столь тяжких клеветах не было назначено никакого следствия, а самому епископу Императорским указом была назначены пенсия.

Из жизнеописания известно следующее: «Итак, Святитель Божий Афанасий, избравший при вступлении в монашество Лубенского Угодника Божия, Патриарха Афанасия, своим патроном, приходит к своему покровителю и руководителю учиться терпению, которое рождается от скорби, по слову Апостола. А скорбь у Святителя Божия была велика и сильна. И Царская милость, выраженная впоследствии в пожаловании ему пенсии, не утешила его. Пуще всего боялся он той мысли, не сделал ли он собою невольного соблазна. Эта, видно, мысль была у него неотвязчива, и только Милосердая Царица неба и земли, наша славная Владычица и Богородица и Приснодева Мария, смысл лучший паче естественного людям подающая, не оставляла его и тогда Своим Покровом, когда он сильно недуговал душевно, или, точнее сказать, был в великом духовном испытании.

Такое тяжелое состояние, пред переходом в вечность Святителя Божия Афанасия, продолжалось около полугода. Он прибыл в г. Полтаву как бы проститься с родными и опочил у них на руках».

Скончался 1 января 1801 года в Полтаве. Погребен в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. Мощи его почивали нетленно.

В книге, изданной более 100 лет назад, высказано твердое убеждение: «Жизнь этого Святителя разрешилась скорбями, вследствие перенесенных им людских напастей и клеветы человеческой, и, вероятно поэтому, он, будучи сам искушен клеветою, может и другим, сущим в скорбях от клеветы и напраслины, помогать данною ему от Бога благодатью».

10 октября 2010 года Афанасий Полтавский был канонизирован.

Чтобы узнать о поездках в монастырь,обращайтесь в нашу паломническую службу.

Записаться в паломническую поездку Вы можете прямо сейчас:  заполните ниже электронную форму и мы сами свяжемся с Вами.

Или свяжитесь с нами другим удобным для вас способом

  1. (обязательно)
  2. (обязательно)
 

Оставить комментарий