Паломничество – время для работы души

Одной из важных сторон жизни русского человека-христианина являлось паломничество к святыням. Как писал еще в XIX веке академик А.Н.Пыпин в своей «Истории русской литературы», «странники по святым местам давно уже получили у нас название паломников. Так называли потому, что они возвращались из Иерусалима с пальмовыми ветвями». «Паломничать – ходить на поклонение в Иерусалим», – писал и В. И. Даль в своем Словаре живого великорусского языка. На Руси традиции паломничества восходят к XI веку. Традиционными маршрутами русских паломников были Святая Земля и Афон.

Однако немногие, из живущих в России, могли отправиться в далекую Святую землю. Поэтому на русской почве термин «паломник» стал означать человека, отправлявшегося для поклонения любой святыне. Это могли быть как церковь в соседнем селе, где прославилась чудотворениями местная икона, так и отдаленный монастырь – центр духовной жизни всего края. Иногда несколько расположенных рядом сел (или приходов в городе) отправляли своего представителя в удаленные порой на тысячи верст Киево-Печерскую лавру или Соловецкий монастырь. Паломничества расширяли кругозор русского человека, зримо приобщали его к сокровищам духовной культуры, знакомили с богатой событиями историей Российского государства и, в конечном счете, способствовали духовному единению и укреплению нравственного потенциала народа.

Паломничество, как и все внешние формы религиозной деятельности, было почти полностью прервано в период Советской власти и начало активно возрождаться с начала 90-х годов XX века.

Что представляет собой сейчас православное паломничество и каково его значение для каждого верующего и Церкви в целом? Конечно, ядром паломничества является духовное делание, молитвенный опыт, обретаемый в приобщении к посещаемым святыням. Бога можно услышать тогда, когда у нас в сердце тишина, когда улеглась суета жизни, все проблемы и заботы отодвинулись в сторону. Но в мирской жизни такую тишину поселить в сердце невозможно. Те, кто молится, кто старается возрасти в молитве, подтвердят мои слова. Становимся на молитву, начинаем произносить первые слова, как появляются какие-то необходимые дела, кто-то позвонил, какие-то мысли в несделанном не дают покоя… И в результате – никакой тишины в сердце!

Сам Христос для того, чтобы уйти от суеты мира уходил в горы, в пустыни, чтобы никто и ничто Его не отвлекало от общения с Отцом.

И когда мы едем в паломническую поездку, то едем не просто побывать в святых местах и что-то увидеть, чему-то бегом поклониться, а едем побыть в тишине. Монастырская жизнь (а чаще всего паломнические поездки совершаются в монастыри) основана на сердечном молчании (иссихазме), и в монастыре можно постоять хоть час в тишине, подумать о жизни Бога услышать и хотя бы раз в жизни с ним поговорить сердечно. Вырвавшись из мира, побыть в чем-то Надмирном, в чем-то Вышнем. Почти во всех монастырях есть мощи святых, исполненные духом жизни, духом Божиим. Они рядом, эти угодники Божии, у них можно и поддержки попросить, и поговорить своими словами: «Святой угодник Божий, помоги мне, столько суеты в моем сердце, помоги, помолись за меня, чтобы Господь дал мне силу победить эту суету, чтобы для меня в жизни не было ничего важнее Бога, ничего важнее любви, ничего желаннее как быть со Христом, Единым на потребу». Помолитесь у одного святого, у другого и попросите научить побыть хотя бы в толике того сердечного молчания, в каком пребывали они. Попросите хоть чуть-чуть освободить сердце от проблем для Бога.

И надо помнить, что паломнические поездки – это не экскурсии, это серьезная часть нашей духовной жизни, часть нашей аскезы, то есть борьбы за добродетели с собственной душой, с собственными страстями – борьба за спасение.

Надо помнить и то, что в поездках могут встретиться и препятствия: не так встретили, не так ответили, не так сказали… Но помните, что едете вы к святым Церкви, едете в те духовные пустыни, в которые поднимался и Христос, чтобы свою душу очистить и помолиться.

Но значение паломничества этим не исчерпывается.

Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно- просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана с посещаемыми святынями.

Паломничество играет также важную общеобразовательную роль. Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов. Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи – особенно до XVIII века. Интересно, что многие монастыри даже в советский период, несмотря на утрату своего основного предназначения, сохраняли роль культурных центров в качестве музеев. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями той местности, в которой находится монастырь.

Еще одной важной составляющей паломнических программ является благотворительная деятельность. Практически все паломнические службы перед посещением монастырей узнают об их конкретных нуждах. Приезжая в монастырь, паломники привозят туда необходимые вещи и продукты, делают денежные пожертвования. Для многих возрождающихся обителей такая поддержка оказывается очень существенной.

Паломническая поездка – это всегда работа души. Многие свидетельствуют о том, что такие поездки стали для них неким рубежом, переступив который, они лучше стали понимать себя, своих близких, а христианские Таинства воспринимать как неотъемлемую часть своей жизни. Они усвоили себе благодатное чувство сопричастности истории Русской Православной Церкви и государства, ощутили себя звеньями великой цепи, связывающей прошлое и будущее, увидели и осознали, наследниками каких великих и славных традиций являются. И в этом великое значение паломничества.

Поскольку паломничество на Святую землю является самым желанными для любого христианина, но далеко не каждый может их совершить, рассказы наших прихожан о святых местах начинаем с воспоминаний Р.Б. Светланы Колесниченко, промыслом Божиим посетившей почти все святыни, связанные с именем Господа нашего Иисуса Христа.

Протоиерей Глеб Вольховский

Летописец№ 8 (08), 2009

Оставить комментарий