Паломническая поездка в Крым

В нашей воскресной школе есть добрая традиция – каждый учебный год начи­нать с паломнической поездки. Поездки, которые мы уже совершали, были заме­чательные, но недалекие: в Самарский Свято-Николаевский пустынный мужской монастырь, в Святогорскую Свято-Успен­скую Лавру, в Красногорский женский мо­настырь в г.Золотоноша. В этом году по благословению настоятеля мы решились на достаточно далекую и сложную поезд­ку в Крым.

Паломническая поездка – это всегда удивительное и удивляющее событие. Особенно для детей. Во-первых, это воз­можность прикоснуться к православным святыням. Во-вторых, это всегда интерес­ное путешествие, а в дороге – немножко приключений и романтики. Ну и конечно, много труда, терпения и умения приспо­собиться к обстоятельствам. Все это и было в паломнической поездке в Топлов­ский Свято-Троице-Параскевиевский жен­ский монастырь.

Наша группа состояла из педагогов и учащихся детской воскресной школы. Самым младшим паломникам, Димитрию Шаталовичу и Олечке Литвин, всего по шесть лет, им тяжелей всех далась эта по­ездка. Но они были и самыми активны­ми: на всех службах стояли впереди, на послушании, на экс­курсии – всегда пер­вые.

В монастырь мы приехали поздним вечером, поужинали в монастырской тра­пезной, размести­лись в прекрасной, уютной гостинице и, прочитав правило, легли отдыхать. А утром, в шесть ча­сов, мы были уже в храме, слушали утреннее правило. После правила – послушание.

Мы разделились на две группы. Жен­ская группа должна была прибрать доро­гу от монастыря до Свято-Георгиевского источника, а мужская – до дальнего, рас­положенного в горах, источника Трех Свя­тителей. Мы были вооружены пакетами и большим желанием выполнить послуша­ние наиболее тщательно. Потом мы все окунулись в воды холодных горных свя­тых источников и силы у нас прибавились многократно. Обратная дорога к монасты­рю далась гораздо легче.

Дальше наш день был распланирован по минутам: завтрак, экскурсия, поход в пещерку святой Константины, обед, купа­ние в источнике, вечернее богослужение, а вечером мы просто упали с ног. Но вос­кресным утром, в шесть утра, мы снова были в храме: сначала правило, Пасхаль­ный канон и воскресная Литургия.

В этом монастыре поместная практи­ка– каждое воскресенье читается Пас­хальный канон. Везде висят колонки, что­бы всем было слышно службу. И вот по всему монастырю на рассвете воскресно­го дня звучит «Воскресение Христово ви­девшее…»! И восходит солнце!

Экскурсия была, наверное, одним из самых ярких, запоминающихся со­бытий. Рассказ об истории любого монастыря– это всегда удивитель­ный рассказ, прежде всего, о лю­дях, о подвижниках и мучениках, чьими молитвами, подвигами и мученической кончиной созидался и восстанавливался монастырь. Рассказ о Свято-Параскевиевском монастыре не стал исключением.

В истории монастыря было три Параскевы: Параскева Рим­ская, в честь которой основан мо­настырь, Болгарка Константина, в монашестве Параскева, основа­тельница обители и игуменья Параскева, строительница монастыря, преподобная Параскева Топловская.

Удивительно и умилительно было ви­деть, как наши дети старательно пишут записочки с просьбами к преподобной Параскеве, игуменье этого монастыря, прославленной этим летом. Так хочется подсмотреть, что же все-таки пишут, а нельзя– большой секрет, тайна. А потом эти записочки дети бросают в сундучок и твердо верят, что святая Параскева помо­лится, не забудет.

В монастыре сейчас пока два действу­ющих храма – в честь преподобной Параскевы мученицы и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». В первом мы были на вечернем богослужении и на Ли­тургии, а во второй зашли ненадолго – по­молиться и увидеть «ангельское небо» – удивительную роспись на своде потолка. Когда монастырь стали восстанавливать, ангелы проступили, проявились, и стала видна былая роспись потолка.

А третий храм – Собор в честь Пре­святой Троицы – еще пока не восстанов­лен. Мы увидели останки храма, который должен был стать поистине украшением монастыря. Размером с девятиэтажный дом, Собор был практически построен и в первом этаже уже совершались богослу­жения, но в тридцатых годах XX века храм был взорван. Его разрушение продолжа­лось несколько лет, и то, что не смогли разрушить, просто засыпали землей. Этот храм-мученик сестры монастыря сейчас начинают восстанавливать и просят на­ших молитв и помощи.

Паломническая поездка – это всегда новые впечатления от увиденного, но дет­ская паломническая поездка – это еще и новые впечатления от самих детей, от того, как они раскрываются, как показы­вают те свои стороны, которые были от нас скрыты. Ничто так не сближает, как совместная поездка, совместная молит­ва, общие впечатления. Если из Днепро­петровска мы уезжали просто учениками школы, учащимися в разных классах, то возвращались мы уже коллективом, и на первом после поездки занятии, вернее на перемене, можно было услышать такой разговор: А ты помнишь, как?.. А, да ты ведь не ездил с нами… (разочарованная пауза)… Ты знаешь, там у нас было… И дальше следует рассказ взахлеб о том, что же там все-таки было.

Вот так, с благословения Божьего по молитвам Нестора Летописца и препо­добной Параскевы мы начали учебный 2010/2011 год, одиннадцатый учебный год нашей школы.

Р.Б.Елена Немкова

С теплотой в сердце вспоминается осеннее путешествие в Крым. Нам, препо­давателям и ученикам воскресной школы, представилась счастливая возможность побывать в Свято-Троице-Параскевиев­ском Топловском женском монастыре. Эту поездку никак нельзя отнести к обычным поездкам по нескольким причинам. Во-первых, она паломническая, а во-вторых, детская. Чистая детская душа вообще ви­дит мир по-своему. И зачастую взрослым затруднительно понять эту чистоту. В па­ломнической же поездке происходит уди­вительная встреча чистоты и святости. Детская душа находит здесь полное со­гласие со своим естеством. Светло и спо­койно становится от соприкосновения со святыней. Рождается естественное жела­ние ответить добрым делом на получен­ную радость. Тогда любое послушание в монастыре – благо. Вот и нам с детками довелось потрудиться во славу Божию.

Нам поручено было очистить весь путь от ворот монастыря до святых ис­точников. Источников за воротами два. Наша группа разделились на две части. К ближайшему источнику великомучени­ка Георгия Победоносца (это путь длиной 1,5 км) направились сестры от мала до велика и малыши-братья. К дальнему ис­точнику Трех святителей (идти около 4,5 км) пошли братья во главе с отцом Димитрием. Мы получили пакеты для мусора и приступили к исполнению.

Меня, неопытную в паломнических по­ездках, поразил факт присутствия мелко­го мусора на территории, где находится святыня. Детские руки очищали святую землю от кульков, окурков, бумажек. Явно заметно, что окурков больше всего было набросано именно под объявлениями-просьбами «Не курить». Надо было ви­деть, как малыши загорались радостным энтузиазмом при обнаружении очеред­ной бумажки. И даже спорили между со­бой за право, кому убрать мусор. Вот так, не осуждая поступки взрослых, с легким сердцем, дети тщательно выбрали весь мусор, который оскверняет святую зем­лю. А в конце пути, как награда, было купание в святом источнике.

Глядя на наших де­тей, подумала, что не­сколько поколений людей на наших землях страда­ли прямо или косвенно от насильственного раз­рушения всего святого в душах и от осквернения памяти отцов. Настолько далеко зашли, что взрос­лые люди, присутствуя в святом месте, не чув­ствуют и не понимают, на какой земле стоят их ноги. И вот теперь так естественно и с любовью именно детские руки очищают скверну с лица земли и восстанавливают порядок вещей.

Я счастлива, что мне было дано уви­деть и понять это воскресение нашей Ро­дины!

Р.Б.Людмила Чернодуб

Поделиться впечатлениями о поездке мало. Надо почувствовать сердцем!

После молебна в нашем храме перед поездкой ощутилась легкость и свобода от обыденной суеты. И вот мы с Божьей помощью оставляем позади наш родной город.

Несмотря на то, что мы приехали в монастырь глубокой ночью, нас встрети­ли очень радушно, накормили и уложили спать. Так все просто и так тепло!

Раненько, еще только начинало све­тать, нас разбудил колокол. Пора встре­чать новый Божий день, пора радовать­ся восходящему солнцу, время славить Бога! – повторял вновь и вновь благовест.

И вот молятся наши детки в храме, и пусть они не выспались, но их глазки из­лучают счастье, радость нового Божье­го дня, который встретили сегодня ПО-НАСТОЯЩЕМУ!

Особенно благодатное место у свято­го источника. С благоговением, трепетом и молитвой мы входили в очень студеную воду. Трижды надо окунуться… Первый раз окунулся – захватило дыхание и не­сколько секунд не дышишь. Набираешь воздух, словно только что родился, и по­гружаешься второй раз – он самый труд­ный, как первые шаги после рождения. И сразу же третий раз – уже более уверенно. И не зря именно три раза надо окунуться, как и в духовной жизни. Первый – чело­век только на пороге храма, прикасается к благодати и заново рождается. Второй – наша духовная жизнь: как бывает трудно удержать крест Господень. Третий – это Божьи венцы, которых сподобились свя­тые. И очень хочется верить, что если не мы, то хотя бы наши детки получат венцы и вымолят нас.

Наши младшие дети настолько по­чувствовали благодать в пещере святой Параскевы, что сообщили нам: мы тоже выроем пещерку и будем здесь жить и за всех молиться! Радостно, что дети чув­ствуют благодать, что, невзирая на труд­ности, они стремятся быть с Богом. Ра­достно, что за нас есть кому молиться!

Р.Б.Нина Шаталович

Больше месяца прошло после той удивительной поездки, но, когда вспоми­наешь о ней, душа переполняется теплом ласкового сентябрьского солнца, глуби­ной бездонного синего неба и, конечно же, Божьей благодатью, которая в изоби­лии изливается на каждого посещающего Топловский Свято-Троице-Параскевиев­ский женский монастырь. Это поистине райский островок, островок мира, добра, любви в бушующем море нашей жизни. Здесь каждое дерево, каждый камень говорят нам о Боге. Очень трудно подо­брать слова, которые бы в полной мере передали переполняющие меня чувства и переживания. Все оставило свой след в душе: и купание в источниках, и «ан­гельское небо», и интереснейший рассказ нашего экскурсовода, и необыкновенно торжественное вечернее богослужение, и радушие гостеприимных сестер, молит­вами и трудами которых возрождается эта святая обитель.