Сибирская Голгофа

Так случилось, что на Украине я оказалась одна из всей своей довольно многочисленной родни. Несмотря на большое расстояние общались ежегодно, а после развала Союза это стало практически невозможным не только из-за расстояния, но и причине дороговизны проезда. И только после двенадцатилетнего перерыва мне в прошлом году удалось навестить единственного из оставшихся родственников – родного брата, тоже уже немолодого, и его семью.

Выехала я в понедельник Светлой седмицы. Дорога длинная – в пути 63 часа. Соседи по купе были люди очень разные и по возрасту, и по профессиям, и по месту жительства. Но, как всегда бывает в дороге, очень скоро разговорились и вместе пообедали моим пасхальным угощением. «Христос Воскрес!» – это слова стали мостиком к сердцам людей, сразу задавших вопрос: «А вы что верующая?». Я ответила: «Хотелось бы быть, а не называться православной». Кто-то из соседей вышел раньше меня, зашли новые пассажиры, и было очень радостно, что все приветливо и с улыбкой отвечали: «Воистину Воскрес!».

Радостной была и встреча с родными. За стол садилось 8 человек. Большая дружная родня! Мои дорогие племянницы, кроме домашних встреч, продумали, как принято говорить, и культурную программу, главным в которой было посещение Ачаирского монастыря. Распечатали мне и историю монастыря. Поэтому, прежде чем поехать, я ее прочитала и ехала в монастырь уже как в знакомое место.

Монастырь расположен в 50 километрах от Омска по Черлакскому тракту, недалеко от казачьего поселения Ачаир. Дорога была прекрасная. Я пошутила, что у нас таких гладеньких нет, на что муж племянницы ответил, что по ней постоянно в монастырь во время строительства и сейчас частенько ездит губернатор Омской области Леонид Полежаев, много сделавший для возрождения православных храмов и монастырей. Приезжает сюда не как гость, а как благотворитель во славу Божию…

Настроение было у всех очень радостное – был праздник жен-мироносиц. Радость усилилась, когда вдруг прямо у дороги мы увидели великолепную картину: в сосновом лесу блестели девять золотых куполов Успенского собора и купол 56-метровой колокольни. Вокруг монастыря – красивая ограда с четырьмя вратами и надвратный храм в честь Анастасии Узорешительницы. Через Северные, помолившись у надвратной иконы «Распятие», мы вошли на территорию монастыря, дышавшую благолепием. Столько было вокруг красоты, что я даже растерялась… Но монахиня сидевшая у врат подсказала, что служба будет в летнем храме в честь великомученика Димитрия Солунского.   Исповедалась я у молодого священника отца Иоанна, человека очень доброжелательного, который сразу спросил, откуда я. И удивился, услышав мой ответ…

После службы мы долго ходили по территории монастыря, удивляясь красоте и вспоминая историю этого святого места, которая началась в далеком 1902 году. Небольшая каменная церковь в честь Архистратига Михаила была сооружена на участке земли, пожертвованном казаком М.М. Бубенновым. Затем омская купчиха Д.Волкова решила построить рядом еще одну церковь. Это место освятил отец Иоанн Кронштадский, который, прибыв в Омск, сразу отправился на пароходе на место и ночью при свете факелов освятил его 9 сентября 1905 года. В 1912 году организовавшаяся там женская церковная община была преобразована в Богородице-Михаило-Архангельский женский общежительный монастырь населением в 25 белиц-послушниц. Средства на строительство поступали из специально созданного фонда императора Александра III, принимали участие в строительстве и местные казаки.

В 1913 году новый монастырь освятил архиепископ Омский Андроник. Но новой обители выпала другая участь. С приходом к власти большевиков все изменилось. В августе 1920 года была арестована настоятельница монастыря игуменья Евпраксия (Рождественская), имущество было конфисковано и разграблено. Монастырь прекратил свое существование.

Но сохранившиеся постройки «облюбовало» НКВД. В конце 30-х годов на территории монастыря была организована колония №8 ГУЛАГа – один из самых страшных лагерей в СССР. Заключенных привозили на подводах и водным транспортом по Иртышу.

Для их содержания были построены бараки в одну доску. Никого здесь не расстреливали, люди умирали от невыносимых условий: сквозь щели дул ледяной ветер, проникали дождь и снег. Теплой одежды не было даже в 40-градусные морозы, кормили очень плохо, в основном бурдой из овсюга, вызывавшей желудочно-кишечные заболевания Из лагеря никто не выходил живым, известна лишь одна история побега. На территории монастыря сохранились рвы, в которые сбрасывали умерших. За 16 лет существования лагеря в нем погибло 200000!

Расформировали колонию сразу после смерти Сталина, поспешно были уничтожены все документы, архивы лагеря, а постройки все взорваны…

В 1991 году Владыка Феодосий (Процюк) посетил поселок Ачаир. Настоятель Свято-Николаевского храма священник Александр Горбунов поведал архиерею страшную историю обители, показал место, где она находилась, развалины бараков и рвы, в которых были захоронены заключенные. Владыка был потрясен услышанным и принял решение установить крест в память об убиенных. Земля тогда принадлежала зверосовхозу «Речной», к руководителю которого обратился Владыка с просьбой о выделении 2 м² земли для установки памятного креста. Но директор совхоза В. Д. Мещеряков в память о своем отце, узнике этой колонии, выделил 38 га для строительства нового монастыря.

26 октября 1992 года был установлен крест и совершена панихида по убиенным узникам колонии. Так началась новая история Ачаирского монастыря. В сентябре 1993 года, во время визита в Омскую епархию, здесь побывал Патриарх Алексий II, он благословил строительство женского монастыря во имя Животворящего Креста Господня и освятил источник с минеральной водой, забираемой с глубины 1168 метров. Удивительно, что температура воды постоянная, она равна температуре тела – +36,6 и не понижается даже в самые лютые сибирские морозы. Рядом с источником Владыка построил в память о своем отце крестильный храм в честь Иоанна Крестителя на Водах с двумя купелями для полного погружения.

Всего на территории монастыря шесть храмов. Первый из них в честь великомученика Димитрия Солунского был построен в 1992 году. Строительство началось с того, что осенью Владыка Феодосий шагами вымерил крестообразный контур храма, а священник Александр Горбунов и будущая игумения монастыря палочками выложили его… А потом наступила суровая зима. Тяжелейшее строительство продвигалось очень медленно, но едва появилась кровля, начали служить Литургию. Руки немели от холода, клубы пара от дыхания смешивались с дымком ладана. Чтобы хоть как-то согреть Владыке руки, давали ему подержать попеременно нагретые на «буржуйке» амбарный замок и камень-окатыш. Храм получился небольшой, но молитвенный дух подвижников, строивших его, поныне благодатно и незримо царит пол его сводами. Для внутренней отделки, для резного иконостаса использованы береза, липа, сосна, кедр, поэтому в храме необыкновенно красиво и тепло.

В центре монастырской территории высится шестиметровая скульптура Святителя Николая, своеобразный символ связи земной и небесной церкви и попечения над живущими.

Нижний придел венчального храма в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии носит имя священномученика Сильвестра (Ольшевского), а в крипте главного храма монастыря – Успенского собора, великолепие которого поражает, расположен уникальный храм «Сибирская Голгофа», посвященный памяти Крестных Страстей Господних и сонму новомучеников и исповедников Российских. В центре крипты, в полу с символическим изображением Вифлеемской звезды, находится ковчежец с останками людей, найденными на месте безымянных захоронений колонии. Трудно рассказать о том волнении, которое было при посещении монастыря, а особенно его сердца – «Сибирской Голгофы» ! Именно в таких местах происходит и переоценка ценностей, и оценка собственной жизни…

Удивительным образом связана жизнь Владыки Феодосия и история монастыря с Днепропетровской епархией.

Родом Владыка из Волынской области. После окончания Ленинградской духовной семинарии и академии со степенью кандидата богословия посвящен в священнический сан и

проходил служение на Украине. В 1955 году наречен в сан Епископа. В 1965 году, будучи на Полтавской кафедре, был назначен временно управляющим Симферопольской и Днепропетровской епархиями.

На Омской кафедре служит с 1986 года. Поражает его неутомимость в служении Богу и людям.

Патриарх Алексий II во время пребывания в Омске преподнес в дар икону Божией Матери «Ахтырская», один из списков которой находится в Свято-Троицком кафедральном соборе Днепропетровска. В день 75-летия Владыки Феодосия, 7 января 2002 года, губернатор области Л.К. Полежаев преподнес ему образ Богоматери «Ачаирская», написанный по благословению Патриарха лучшим иконописцем епархии Геннадием Адаевым. На иконе «Ачаирской», как и на иконе «Ахтырской», изображена скорбящая Богородица, вдали – Распятие Господа, а внизу – весь храмовый комплекс обители с новомучениками Омскими.

Вот так незримо связывает Господь чад своих в Церкви Единой, Православной!

О других святынях Омска расскажу в следующем номере.

Р.Б. Елена Максимова

Летописец, № 9 (9), 2009

Оставить комментарий