Великая радость от встречи со Христом

Сказать, что паломническая поездка на Святую Землю , –это интересная, замечательная или чудесная поездка – значит, не сказать ничего. Эта поездка затрагивает душу каждого паломника, укрепляет веру, а Евангельские события становятся родными и близкими. Самое главное, паломничая по Святой Земле, ты открываешь для себя не историю, не географию, не архитектуру, а приобретаешь духовный опыт, соприкасаясь со святынями.

Божией милостью наша группу благословлял иерусалимский Патриарх Феофил III. В обращении к нам, в своих пожеланиях и напутствиях, Патриарх назвал наше святое путешествие пятым Евангелием. Это действительно так. Путешествие это является сопереживанием событий, которые происходили 2000 лет назад. И это действительно пятое Евангелие – евангельские места мы видели и осязали. Евангельские события , личное присутствие в местах, где они происходили, необыкновенно касаются души благоговением и любовью к Господу.

Здесь, на Святой Земле Палестины и Израиля, сердцем понимаешь, что Иерусалим – центр мира, духовный центр Вселенной, город нашего Господа и Творца. А в самом Иерусалиме есть и «самая центральная» точка. И этот «самый центральный центр» расположен в Храме Воскресения Господня – на середине прямой линии, соединяющей алтарь церкви Воскресения Господня (кафоликона) и часовню над Гробом Господним (Кувуклию). Это символический центр мира. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» – «пуп Земли». В подтверждение слов «Спасение соделал еси посреди земли, Боже».

В Иерусалиме по православной традиции храм, где находится Гроб Господень, называют Храмом Воскресения Господня, хотя многие этот храм знают под названием Храма Гроба Господня – последнее название главной святыни Иерусалима более характерно для римо-католиков. Название «храм Гроба Господня», ставшее общепринятым в описаниях Иерусалима, является западноевропейским по происхождению (от латинского sepulcrum — могила, гробница). Православные греки и арабы и ныне называют храм первоначальным его именем «Анастасис» – «Воскресение». Интересно отношение православных, живущих на Святой Земле, к наименованию православный и католик. Тех, кого мы называем католиками, православные, живущие там, называют латинянами или латинами. По-гречески katholikos — всеобщий, вселенский, т.е. церковь католическая (или в греческой транскрипции кафолическая) – это церковь вселенская. Только наша греко-кафолическая (православная) церковь может претендовать на «вселенскость». На самом деле (вот такая ирония!) мы – вселенские (католики или кафолики), а ту церковь можно называть латинской. Христиане всех конфессий едут в Иерусалим.

Храм Воскресения Господня самое святое место на Земле для каждого христианина. Сотни тысяч верующих и неверующих людей приходят поклониться Христу. Это самое святое, но и самое скорбное место на Земле. Именно то место, где создание предало на смерть своего Создателя. Именно то место, где Он принял страшные мучения и испытал невыносимые страдания. Если, хотя бы на какую-то ничтожную часть, глубина содеянного коснется сердца, это навсегда меняет жизнь. Ты уже не будешь чувствовать себя, как незнакомец, на чужой свадьбе и праздник Пасхи будет для тебя праздником твоего сердца, а Великий пост будет напоминанием тех Крестных страданий, которые принял Спаситель за каждого из нас.

Самые главные Святыни на Земле – Гроб Господень и Голгофа – находятся в главном храме христианского мира – Храме Воскресения Господня, где расположены и другие места, свидетельствующие об искупительной жертве Иисуса Христа, Его Крестных страданиях и Воскресении. Это необычный храм, там нет и намека на экуменизм, а храм находится в совместном владении и под совместным управлением нескольких христианских конфессий. Территория Храма строго разделена между шестью христианскими конфессиями: греко-православной, римско-католической, сирийской, коптской, эфиопской и армянской. Во избежание недоразумений все конфессии соблюдают право собственности, порядок служб и сложившийся status quo. Правовые, имущественные и территориальные границы, закрепленные за каждой из конфессий, строго оговорены (ни одна икона, ни одна лампада не могут быть добавлены или убраны без общего согласия). Совместных богослужений нет, службы в разных приделах храма проводят строго по порядку. К примеру, Православная Иерусалимская Церковь помимо совместных прав на Кувуклию, Литургию на Гробе Господнем совершает в строго определенной последовательности. Ежедневно совершаются три Литургии. Первыми служат Литургию православные с 11 вечера до 3 часов утра. Армяне служат Литургию с 3 до 6 часов утра. Латинская Литургия совершается с 6 до 9 часов утра.

Храм Воскресения Господня состоит из трех основных сооружений: храма на Голгофе, часовни Гроба Господня и храма Воскресения. Также в состав Храма Воскресения Господня входят многочисленные приделы, часовни и монастыри, принадлежащие разным конфессиям.

Все в этом храме напоминает о страданиях Спасителя, все приделы являются свидетелями Его страданий, бичевания, деления риз, распятия, смерти и погребения. Этот храм –свидетельство жертвенной любви Господа к нам. Все приделы напоминают о Его жертве за нас с вами. Можем ли мы, хотя бы отчасти, совсем чуть-чуть, осознать глубину этой любви? А есть приделы во имя тех, кто всем своим сердцем возлюбил Господа – это приделы, расположенные в тех местах, где в последние часы рядом со Христом находилась Божия Матерь, апостол Иоанн, жены-мироносицы, это приделы сотника Лонгина, святых Никодима и Иосифа Аримафейского.

Но в этом Храме после скорби можно испытать и радость надежды. На ночной Литургии в любое воскресенье (даже не в праздник Пасхи) при оглушающей соборной молитве «Христос воскресе из мертвых», сердце начинает ликовать пасхальной радостью, откликается и трепещет, готово разорваться вмещая Невместимого. И делят все молящиеся между собою радость о Воскресшем Господе. И стены Храма Воскресения Христова, много раз разрушенные и восстановленные, монументальные и намоленные , сорадуются с нами великой радостью от встречи со Христом.

Каждый паломник приезжает для такой встречи. Встреча на церковно-славянском – сретение. И наша паломническая служба так и называется «Сретение», как цель и смысл нашей жизни – встреча со Христом.

Р.Б. Людмила Курачевская

Летописец, № 4 (25), 2011

Оставить комментарий