Свято-Введенская Оптина пустынь. Ставропигиальный мужской монастырь

Основание Козельской Введенской Оптиной пустыни относят к началу ХV века. Обитель основал покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макарий (поэтому обитель называют еще Макарьевская). До нач. ХVI века в двух отделениях под управлением одного духовного отца в ней подвизались старцы и старицы. После определения Собора1504 г., который запретил проживание в одной обители иноков и инокинь, монастырь стал мужским. Первоначально в обители стояла деревянная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Строительство первого каменного храма началось в1689 г.

Во время реформ Петра I пошлины на монастыри увеличили – обитель обеднела. В1724 г. Оптина пустынь приписана к Белевскому Спасо-Преображенскому монастырю. Через два года она вновь восстановлена в числе самостоятельных обителей, а в1764 г. стала заштатным монастырем.

Возрождение Оптиной пустыни началось в1796 г. Ее всероссийская слава начинается с 1820-х годов, когда по благословению святителя Филарета (Амфитеатрова) в обители устроили скит во имя Собора святого Иоанна Предтечи. В нем стали жить старцы. Тысячи людей искали у них помощи и духовного совета, утешения в скорбях и молитвы.

В скит пригласили из Рославльских лесов первых оптинских старцев Моисея и его брата Антония. Немного позже (в1829 г.) к ним присоединился старец Леонид (в схиме Лев). С этого времени в Оптиной пустыни возродился принятый в древности образ духовного старческого окормления, практически забытый в новое время.

Старчество как особый духовный союз, по определению преподобного Амвросия Оптинского, состоит в искреннем духовном отношении и послушании духовных детей своему духовному отцу или старцу. Это духовное отношение состоит не только в исповеди перед Святым Причащением, но преимущественно в частом, даже ежедневном, исповедании иноком старцу не только поступков, размышлений и всех малейших страстных движений мысли и сердца, но и в испрашивании совета и благословения на любые действия, соединенные c искренней, твердой решимостью осуществить все то, что укажет старец. Имея особый дар сострадательной, жертвенной любви, старцы чужие горести и падения воспринимают как свои собственные.

В лике святых почитается 14 преподобных Оптинских старцев. Возрожденное издательство Оптиной пустыни опубликовало их жития. Имена святых Оптинских старцев – преподобные Лев (1768–1841), Макарий (1788–1860), Моисей (1782–1862), Антоний (1795–1865), Иларион (1805–1873), Амвросий (1812–1891), Анатолий (Зерцалов) (1824–1894), Исаакий I (1810–1894), Иосиф (1837–1911), Варсонофий (1845–1913), Анатолий (Младший) (1855–1922), Нектарий (1853–1928), Никон Оптинский, исповедник (1888–1931), Исаакий II, священномученик (1865–1938). Из 14 прославленных старцев мощи 12 почивают в храмах Оптиной пустыни (за исключением, умершего в изгнании преподобного Никона и расстрелянного под Тулой в1938 г. пеподобного Исаакия II).

В Оптину к старцам стекалось множество людей (от беднейших крестьян, до особ императорской фамилии). Всей России известно имя великого оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. В1878 г. к преподобному Амвросию приезжал Ф.М. Достоевский. Посещали Оптину пустынь Н.В. Гоголь, А.К. Толстой, братья Киреевские и Аксаковы, Погодин, Вл. Соловьев, С.П. Шевырев, А. Жемчужников, Апухтин. Неоднократно бывал здесь Л.Н. Толстой, после продолжительной беседы с которым старец Амвросий с печалью отозвался о мятежном состоянии души писателя. С1839 г. в Оптиной пустыни стали издавать переводы аскетических творений святых отцов древней Церкви на русском языке (только в ХIХ веке выпущено свыше 125 изданий).

В течение ХIХ века в обители велось активное строительство, монастырь расширялся и благоустраивался. К1917 г. в Оптиной пустыни было 6 каменных храмов, несколько гостиниц для богомольцев, странноприимный дом, больница, работали черепичный и свечной заводы, мельница. Монастырь окружала каменная ограда с 7 башнями.

В феврале1918 г. монастырь закрыли, монахов изгнали, многих из них арестовали, сослали, уничтожили в лагерях. Обитель поверглась разорению. С ноября 1939 до апреля1941 г. на территории монастыря функционировал ларь НКВД. В годы Великой Отечественной Войны (1941–1943 гг.) здесь действовал эвакуационный госпиталь, а затем базировались танковый батальон и пехотный полк. В 1949–1959 гг. в обители располагался специальный детский дом для детей, родители которых репрессированы или погибли в Великой Отечественной войне. В 1959–1988 г. здесь размещалось СПТУ по подготовке механизаторов. В1957 г. в скиту открыт филиал Козельского краеведческого музея.

17 ноября1987 г. Оптина пустынь передана РПЦ. В настоящее время в монастыре действует 7 храмов: Введенский, Владимирский и Казанский на территории монастыря; храм во имя Илариона Великого у ворот обители, храм во имя Иоанна Предтечи в скиту. Заново возведен (на месте разрушенного) храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. В2000 г. на территории подсобного хозяйства построен храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Икона была написана в1890 г. во время засухи по указанию преподобного Амвросия Оптинского в Болховском женском монастыре. При молитвенном обращении к образу подается особая помощь при бездождии, неурожае всяких материальных тяготах.

На территории монастыря также восстанавливается храм во имя преподобной Марии Египетской и праведной Анны, в скиту – два храма (святителя Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского и Всех Святых). Восстановлена монастырская колокольня: четырехъярусная, 30-саженная (около64 мвысотой), она построена в 1802–1805 гг. в стиле классицизма. В годы Великой Отечественной войны колокольню взорвали фашисты, восстановили ее в конце 1990-х гг. Самый тяжелый колокол отлит в2003 г. в Донецке (6,7 т, высота – около2 м). Самый старый колокол – 193-пудовый, литья Ивана Моторина (1730 г.), создан при Анне Иоанновне для Страстного монастыря в Москве.

В монастыре строится еще один сравнительно небольшой храм – в честь Преображения Господня. На Преображение в1924 г. в Казанском храме уже закрытой обители последний раз служили Божественную литургию. В память об этом событии Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II летом2005 г. заложен храм в честь Преображения Господня.

На западе от монастыря, неподалеку от домика паломнического центра строится храм во имя Всех Святых.

За территории Главной усадьбы монастыря, неподалеку от современных святых ворот находится двухэтажный корпус бывшей больницы XIX века (сейчас здесь паломническая трапезная и монастырская гостиница для паломниц) с храмом во имя преподобного Илариона Великого. В этом храме иеромонахами Оптиной пустыни совершают таинства Крещения и брака.

Восстановлены братские корпуса, паломнические гостиницы и другие постройки.

Часовня над могилами новомучеников Оптинских – иеромонаха Василия, инока Ферапонта и инока Трофима – возведена в 2004–2005 гг. Новомученики приняли мученическую кончину на Пасху1993 г. Они были убиты в спину жителем Козельска, сатанистом Н. Авериным, в настоящее время находящимся на принудительном лечении.

Оставить комментарий