Китаевская пустынь

История монастыря

По лаврскому преданию, основателем обители считают Блгв. Кн. Андрея Боголюбского (†1174, пам. 4 / 17 июля), прозванного «Китаем». Другое толкование названия связано с находившимся здесь древнерусским укрепленным городищем — южным форпостом Киева (тюркское слово «китай» означает укрепление, крепость). К XVI — XVII вв. Здесь был небольшой лаврский скит с пещерами. В 1716 г. Киевский военный губернатор кн. Д. М. Голицын построил деревянную церковь прп. Сергия Радонежского и братские келлии при ней. В 1767 г. На месте обветшавшей была устроена нынешняя каменная Свято-Троицкая церковь с приделами прп. Сергия Радонежского и свт. Димитрия Ростовского. В 1835 г. Построен теплый храм во имя Двенадцати Апостолов при братской трапезе и каменная колокольня. В 1904 г. Выстроен храм прп. Серафима Саровского. До 1870-х гг. Китаевская пустынь служила местом погребения почивших иноков Лавры.

В XVIII в. В Китаево подвизалась прп. Досифея (†1776; пам. 25 сентября / 8 октября), скрывшаяся здесь под видом беглого крепостного Досифея. Примером ей послужили прп. Мария (пам. 12 / 25 февраля) и прп. Евфросиния Александрийская (пам. 15 / 28 февраля и 25 сентября / 8 октября — в тот же день, что и у прп. Досифеи), спасавшиеся в мужских монастырях под мужскими именами Марин и Измарагд.

В XIX в. Здесь подвизались Христа ради юродивые иеросхимонах прп. Феофил (†1853; пам. 28 октября / 10 ноября) и лаврский рясофорный монах прп. Паисий (†1893; пам. 17 / 30 апреля).

В 1930-е гг. Монастырь закрыли, колокольню — разрушили. В 1990 г. Здесь открылся Свято-Троицкий приход, а в 1993 г. Открылся монастырь как скит Лавры. В 1996 г. Решением Синода УПЦ обитель получила статус монастыря.

Сам монастырь, в силу своего местонахождения и причастности к нему многих святынь и святых людей, дарит приходящим душевное отдохновение. Исторически Китаевская пустынь — это место погребения многих тысяч подвижников Киево-Печерской Лавры, и теперь, кто бывает в монастыре, фактически ходит по местам исторических захоронений. Ввиду достаточной удалённости от города, пещеры Китаевской горы сохранили свой древний облик почти без изменений.

Несмотря на трудности, связанные с восстановлением храмов, жилых и хозяйственных помещений, братия заботится, прежде всего, о духовном возрождении обители, фундаментом которой всегда служила духовная жизнь. В них — духовная основа и сила Свято-Троицкого монастыря.

Китаевская пустынь известна сегодня многим мирянам не только как лечебница духовных недугов, а и место, куда придя, человек вновь обретает благодать и душевный мир.

Настоятель монастыря:

Архимандрит Прохор (Костюченко).

Количество насельников:

14 мантийных монахов, из них 9 в священном сане, 4 — в диаконском, 3 рясофорных монаха,1 мантийная и 2 рясофорных монахини, 4 послушника.

Монастырские храмы:

Свято-Троицкий храм; храм Двенадцати Апостолов (пам. 30 июня / 13 июля); храм прп. Серафима Саровского (пам. 2 / 15 января и 19 июля / 1 августа); пещерный храм Собора Пресвятой Богородицы (праздн. 26 декабря / 8 января).

Святыни (чудотворные иконы, чтимые иконы, святые мощи, святые источники):

  1. икона Божией Матери Ватопедская (или Закланная) — афонский список со знаменитой святогорской иконы (обретена во время противостояния с тамплиерами как знак милости Божией Матери);

  2. икона прп. Серафима Саровского чудотворца с его епитрахилью и поручами, частичкой мощей и частью камня, на котором он молился 1000 дней и ночей — хранятся в Свято-Троицком соборе;

  3. икона св. Мученика Трифона с частицей мощей;

  4. икона св. Благоверного князя Даниила Московского с частицей мощей;

  5. икона свт. Феодосия.

Оставить комментарий