Елецкий Черниговский в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь

(Черниговской и Нежинской епархии), в Чернигове (Украина). Основные сведения об истории Е. м. свету» 1676 г. По преданию, Е. м. был основан в XI в. к западу от детинца, на месте явления на ели содержатся в соч. архим. Иоанникия (Галятовского) «Скарбница потребная и пожиточная всему иконы Пресв. Богородицы (см.Елецкая Черниговская икона Божией Матери). Согласно одной из легенд, записанной в «Скарбнице…», черниговский кн. Святослав (Николай) Ярославич на месте обретения иконы построил ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, а ок. 1069 г. основал мон-рь (см.: Ioaникiй (Галятовський). 1985. С. 344-371). В составленном еп. Черниговским Зосимой (Прокоповичем) «Синодике, или Помяннике, Пресвятой Богородице Елецкой» (утрачен), на к-рый ссылался архим. Иоанникий, кн. Святослав поминался как основатель Е. м. («Помяни, Господи, благочестивого князя Киевского и Черниговского Святослава Ярославича, иже созда монастырь Пресвятой Богородицы Елецкой»).

Ссылаясь на «Синодик…» еп. Зосимы, на «Патерик» Киевского митр. Сильвестра (Коссова), а также на местное устное предание, архим. Иоанникий связывал устроение Е. м. с деятельностью удалившегося из Киева в Чернигов прп. Антония Печерского. Здесь, на «Болъдине горе», в 1074 г. прп. Антоний ископал себе пещеру, став основателем соседней с Е. м. обители — Болдинского во имя Св. Троицы и пророка Божия Илии муж. мон-ря. Нек-рые исследователи полагают, что оба мон-ря не только имели общий пещерный комплекс, но и до XVIII в. по сути являлись одной обителью — т. н. Черниговской лаврой, в к-рую входили наземные и подземные комплексы 2 мон-рей. Затворники жили каждый в отдельной пещере, на молитву сходились в подземную ц. в честь Похвалы Пресв. Богородицы. В кон. XI — нач. XII в. близ пещер была построена небольшая каменная ц. во имя прор. Илии.

Вероятно, Е. м. был духовным центром княжества, и городская знать заботилась о благосостоянии обители. По свидетельству архим. Иоанникия, при ремонте Успенского собора Е. м. в 1670-1674 гг. были обнаружены неск. захоронений «без сомнения або яких князей або панов руских». По преданию, сын черниговского кн. блгв. Давида Святославича кн. черниговский прп.Николай Святоша в юности посещал обитель и любил молиться в юго-зап. углу Успенской ц., там, где впосл. устроили часовню-«келью» во имя прп. Николая Святоши.

В 1675-1676 гг. к западу от Успенского собора на средства полковника В. К. Дунина-Борковского была построена ц. во имя апостолов Петра и Павла с трапезным корпусом, в к-ром находились братская кухня, пекарня, кладовая, погреб. В 1861 г. Петропавловский престол был перенесен в большой зал настоятельских покоев (где он находился и к 2008), в здании разместили Черниговскую духовную консисторию. Здание сильно пострадало в 1-й пол. ХХ в., сохранилось в перестроенном виде.

В 1670-1675 гг. была построена 8-гранная надвратная колокольня (высота 36 м), увенчанная барочной главой. Рядом с колокольней расположен небольшой Н-образный в плане игуменский корпус — старейшая из сохранившихся на Левобережной Украине кирпичная жилая постройка, возведенная в кон. XVI — нач. XVII в. на месте разобранных деревянных келий. В 60-70-х гг. XVII в. корпус был значительно перестроен. Фасады его украшены сложным декоративным карнизом. К тому же времени относится и большой корпус вост. келий — типичное сооружение в стиле укр. барокко. Весь комплекс Е. м. в кон. XVII в. был обнесен невысокой кирпичной оградой.

Успенский собор Елецкого мон-ря. 10-20-е гг. XII в. 1670-1674 гг. Фотография. 2007 г.

Пещеры

Е. м., начало к-рым положил прп. Антоний Киево-Печерский, подобны пещерам Киево-Печерской лавры и по виду, и по техническому исполнению — выкопаны в лессовых грунтах, впосл. они неоднократно расширялись и перестраивались. Т. н. Антониевы пещеры Е. м. (протяженность ок. 350 м) имеют 2-ярусную структуру, нижний ярус был обнаружен в XX в. (на планах и в списках XVII-XIX вв. не значится). Внутри пещер неск. церквей (в т. ч. во имя прп. Антония, прп. Феодосия Тотемского) с высотой потолков 8,5 м. К XVII в. относится основание т. н. Новоантониевых пещер, протяженность к-рых достигала 200 м.

На склоне горы, где находится комплекс Е. м., в 1918 г. под рук. иером. Алипия (бывш. матроса Яковенко) была выкопана еще одна сохранившаяся пещера. За короткий срок были выкопаны сложный пещерный лабиринт в виде восьмерки и пещерная церковь, украшенная настенными росписями. После 1945 г. эта церковь была разрушена взрывом, произведенным малолетними кладоискателями, но неск. выходов еще сохранилось. В 1995 г. недалеко от Илиинской ц. была найдена другая пещера, названная «пещера Иова». Она, вероятно, входила в комплекс т. н. Староантониевых пещер, но обрушилась.

С Е. м. связана значительная книжная традиция. Проживавший ок. 1649-1653 гг. в Е. м. Черниговский еп. Зосима (Прокопович) составил монастырский синодик (утерян в 20-х гг. XIX в.), к-рый впосл. использовал архим. Иоанникий (Галятовский) при написании «Скарбницы…». Архим. Иоанникий написал в Е. м. и издал в Новгород-Северской типографии Лазаря (Барановича) большую часть своих произведений, в т. ч. «Скарбницу…». В Е. м. написал пьесу «Успенская драма» и неск. др. сочинений архим. Димитрий (Савич (Туптало)) (впосл. свт. Ростовский).

Главной святыней Е. м. является Елецкая Черниговская икона Божией Матери. По преданию, древняя икона была явлена на еловом дереве прп. Антонию Печерскому.

Чудотворная Елецкая икона Божией Матери 1 апр. 1999 г. была возвращена из Черниговского исторического музея в обитель. В Петропавловском храме с 1997 г. хранится ковчежец с частицами мощей свт. Димитрия Ростовского, Черниговских свт. Феодосия (Углицкого) и прп. Лаврентия (Проскуры). По благословению митр. Антония еще в 1996 г. заведен особый обычай празднования памяти св. Феодосия Черниговского с торжественным обнесением мощей по св. храмам, где служил подвижник. В авг. 1998 г. в Е. м. пребывала икона Божией Матери «Призри на смирение», чудесно отобразившаяся на стекле в 1993 г. в киевском Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре.

 

Описание

Густынский монастырь:

Густынский Свято-Троицкий женский монастырь ― православная обитель в селе Густыня Черниговской области Украины. Один из выдающихся памятников украинского барокко. Место создания Густынской летописи.

Основан в 1600 г. монахом, пришедшим с горы Афон в Киево-Печерскую Лавру. Все строения монастыря выполнены в подлинно национальном украинском барокко, а становление его тесно  связано с подъемом украинского козачества и возрождением православия  против унии. «Под протекцию и оборону» брали святую обитель украинские гетманы — Петро Сагайдачный в 1620 г., Богдан Хмельницкий в 1655 г., Иван Самойлович в 1674 г. , И.С. Мазепа. Гетманы и козацкая старшина дарили монастырю земли, села и хутора.  Гетманом  Мазепой была  построена каменная церковь Успения Богородицы. На средства прилуцкого полковника Д.Л. Горленко в конце XVІІ века были построены  высокие кирпичные стены вокруг монастыря,  каменные надвратные церкви ― Николаевская и Петропавловская. В середине XVIII в. монастырю принадлежало более трёх тысяч десятин земли  и более трёх тысяч душ крестьян. Богатством монастырь уступал только Киево-Печерской лавре. Однако после известного указа русской императрицы Екатерины ІІ об упразднении гетманства на Украине(1764) и разорении Запорожской Сечи(1775) -прослеживается явное гонение по всей Украине  на все что было тесно связано и подддерживалось Запорожским козачеством. В свете этого направления(авт) политики русской империи Густынский монастырь в 1786 г. был переведен в разряд «внештатных», а позже и совсем ликвидирован. В дальнейшей истории монастырь несколько раз  приходил в запустение и вновь возрождался . Последний  раз монастырь возрожден в 1993 г., проводится реставрация и реконструкция строений. Монастырь известен всему миру написанной в его стенах историографии Украины со времен » Слово о полку Игореве» до 1597 г. под названием «Кройники»( Хроники) и сохранившейся в нескольких копиях различных авторов.

Более 30 лет над Густыней стояла ночь. И только к 1993 году в монастырь вместе с новой настоятельницей игуменией Верой пришел рассвет. После многих лет запустения, 17 декабря 1993 года, на праздник св. вмч. Варвары в Воскресенском храме был освящен престол и отслужена первая Божественная Литургия. Монастырь обрел свое четвертое возрождение. Перед лицом Божиим затеплилась еще одна лампада молитвенного предстательства за род человеческий. Начинается новый отсчет времени обители, начинается новая лето­пись Густынского монастыря.

Подобно древним подвижникам благочестия, первому игумену монастыря Иоасафу, митрополиту Исаии Копинскому и другим, игумения Вера вместе с сестрами обители взялись за тяжелое, но святое дело — дело восстановления разрушенной обители.

Реставрационные работы в монастыре возглавил инженер-прораб Причиненко Сергей Петрович.

В 1994 году была отштукатурена и побелена снаружи Воскресенская церковь, поднят на ней купол, покрытый оцинкованным железом, подправлен и подкрашен фундамент.

На протяжении 1995-97 г.г. были восстановлены и окрашены в зеленый цвет купола Троицкого собора, отреставрированы внешне и внутренне стены храма. 16 июня 1997 года в храмовой праздник обители, в День Святого Духа, высокопреосвященнейшим митрополитом Черниговским и Нежинским Антонием был освящен Троицкий собор и отслужена первая Божественная Литургия.

В 1998 году были восстановлены купола на Петро-Павловской церкви и колокольне.

В 1999 году была отреставрирована Николаевская церковь-колокольня и частично монастырская ограда. На колокольне установили колокола, звон которых разносится по всей округе. Были отремонтированы и приведены в порядок жилые корпуса для сестер. За оградой монастыря оборудован скотный двор и птичник. Имеются свои теплицы. Администрация г. Прилуки выделила земельные угодья под огородные культуры и сенокос.

Все это, кратко сказанное, сделано за шесть лет молитвами и трудами игумений Веры и насельниц обители, число которых еще не достигло сорока. Хозяйство монастыря предполагает полное удовлетворение своих потребностей. В нем есть, кроме выше указанно­го, и пасека, и трапезная, и пекарня, и гостиница для паломников, и транспортный цех, и сад…

Все ведущие направления деятельности распределены по послушаниям, за которые отвечают благословенные на это сестры. Послушания самые разные: клирос, келарня, просфорня, церковницы, огородницы, швеи, трапезницы, птичницы, коровницы и т.д.

День в монастыре начинается со звонка колокольчика в 5 часов 30 минут но монастырскому времени, который созывает насельниц на полуношницу — так называется утренняя храмовая молитва. После нее сестры подходят к матушке Игумении под благословение и получая каждая свое послушание.

На трапезе чередная сестра читает жития святых или душеполезные поучения. Трапеза предваряется и заканчивается молитвой. Впрочем, молитвой начинается, сопровождается и заканичивается всякое, даже самое малейшее дело, ибо этим призывается помощь Божия, а затем следует благодарение за помощь сию.

Имеется мощевичок с частичками мощей свт. Феодосия Черниговского, Иоасафа Белгородского, Димитрия Ростовского, преп. Лаврентия Черниговского, Кукши Одесского, вмч. Варвары и других святых, а также святыни, собранные со всего православного мира и Святой земли.

Стены обители знавали многих молитвенников и молитвенниц, достигших святости еще при жизни па земле. Мы уже упоминали сит. Димитрия Ростовского и Иоасафа Белгородского, но было б не полно, если не сказать о том, как одна из лип в саду монастырской ограды хранит на своем стволе чудесным образом запечатленное имя монаха Илии и час его кончины, как знак праведной и благочестивой жизни. В Свято-Никольской церкви восстановлена келия последнего затворника старца Алексия, почившего в первой трети XX века и захороненного с южной стороны Свято-Троицкого собора. Каждый входящий в келью вдыхает благоухание, а взяв с собой с пола земельки, исцеляется но святым молитвам старца.

Конечно же, паломник непременно постоит с возженною свечою и пропоет «Вечную память…» в усыпальнице под Успенскою церковью над гробницами князей Репниных-Волконских.

Невозможно не припасть и к гробницам Горленко, что покоятся под Троицким собором.

Вблизи монастырской ограды есть источник. Его восстановили недавно. Установлен Крестный ход на источник, где совершаются водосвятные молебны. Особенность его открылась сестрам в период летнего зноя и засухи.

Но всегда главным и особенно торжественным остается престольный праздник — День Святой Живоначальной Троицы. Всенощное бдение служит высокопреосвященнейший митрополит Черниговский и Нежинский Антоний. Монастырская ограда наполнена цветами. Сам Господь украшает в этот день землю. Благолепие собора и соборного пения невозможно передать словами. Тот, кто побывал один раз на День Святой Троицы в Густыне, уже навсегда сроднится с нею и, оставляя обитель, утешен благословением Владыки, будет долго воздыхать, приговаривая в рассказах, что побывал в земном раю, не передаваемом словами.

Оставить комментарий